Обзор: Final Fantasy XIV – новый король MMORPG. Обзор игры Final Fantasy XIV: A Realm Reborn - возрождённая MMO Так что, это как полноценная Final Fantasy

Не успели мы очухаться от выхода , как, спустя несколько месяцев, Square отрапортовала новым роликом по вселенной Final Fantasy XIV. Всё бы ничего, да в его конце появилась надпись «Online». Ожидания на крутую обычную финалку пропали, зато появились ожидания на что-то другое. Благо у нас уже есть, с чем сравнить.

Первые впечатления:

Можно понимать по-разному, но, тем не менее, Final Fantasy XIV Online всё-таки вышла, хотя назвать это “выходом” получается с неимоверным усилием. Всё дело, наверное, в моём восприятии MMORPG, которые я издревле не жалую. Ну, кому надо, те будут продолжать играть, кто бы, что не говорил, ну а я лишь очень пристально смотрю на каждый подобный проект, выходящий в одной из моих любимых серий Final Fantasy. Благо, смотреть приходится совсем не часто. Вот только однажды вышла , но с ней мы уже разобрались, и тут как гром среди ясного неба, первый трейлер Final Fantasy XIV совсем скоро после выхода 13-ой части!

Ничего не подумайте, сам трейлер мега красивый и потрясный с воинствующими расами и грандиозными пейзажами, но когда в конце под надписью выплыло слово “Online”, у меня заныло где-то там, под ложечкой. Честно, мы ждём Final Fantasy Versus XIII уже беспросветную тучу времени, так ещё и 14-ая часть будет MMORPG. В такие моменты хочется рвать на голове волосы, но лучше побережём здоровье. Собственно, новая Final Fantasy должна стать неким наследником , причём 2 игровые вселенные будут существовать отдельно друг от друга. Правда, к бета тестированию обещали допустить нескольких игроков из и тех, кто обладал промо кодом, купив FFXIII (я также обладал кодом, но мне не повезло, выбор прошёл мимо).


Но всё получилось с точностью до наоборот. Игра оказалась не готова к выпуску даже на PC (это первый случай, когда Final Fantasy вообще запустили в первую очередь на PC-платформе, а не на консолях). Большие, но одинаковые локации, интересная, но глючная боевая система и забагованные изображения практически поставили на игре крест, но Final Fantasy XIV не сдалась, а, всего лишь, взяла 2-годовой тайм аут. Что же пошло наперекосяк и на каком этапе? Почему не получилось повторить успех FFXI, ведь у компании был гигантский опыт в этом деле? В данный момент игра спешно восстанавливается для релиза на PS3 и залатывается постоянными патчами и заплатками. В неё добавляются отсутствовавшие элементы, профессии, но все ждут одного единственного патча версии 2.0, который возродит канувшую в небытиё вселенную. Так его и назвали “A Realm Reborn”. Надеюсь, у игры всё сложится благоприятно (об этом мы узнаем уже зимой 2012 года), а пока нам представилась замечательная возможность разобрать ошибки Square Enix, которые она или проглядела или не захотела замечать в первый раз.

Аспект времени:

Вы, наверное, согласитесь со мной, что в MMORPG играх приходится зачастую жить изо дня в день, из недели в неделю и т.д., проводя в них от 3 до 18 часов в день. Если жить, то жить, наверняка, хочется комфортно. К счастью, выбор среди подобных забав гораздо больше, чем в 2002 году, когда выходила Final Fantasy XI. Это первый момент. Количество игроков в онлайн игры хоть и растёт, но уже не так, как это было когда-то в начале начал. Поэтому едва ли ни единственным способом завлечь аудиторию у соседней игры становится – наличие более выгодных и комфортных условий для гейминга. Разработчики из Square не учли влияние времени и развитие других компаний за последнее десятилетие, решив, что игроки двинутся к ним во вселенную просто потому, что это Final Fantasy. Досадно, но это не так. Людьми хоть и правят стадные рефлексы, но они способны думать самостоятельно, да и не было того стада, которое бы неожиданно ринулось в готовый для заселения мир.

Аспект истории:

За что Square реально можно сказать спасибо, так это, что она пытается пропихнуть сюжетную составляющую в мир игры, причём не для какой-то отмазы, а в виде цели прохождения игры. Это не так часто встречается в других играх, как можно подумать, и за счёт этого элемента выплывают с игроками, которым важна сюжетная подоплёка. Поэтому-то стоит рассмотреть, что творится в мире FF XIV.

Вот только сделать это невозможно. История, которая была задумана компанией, совершенно неокончена. Никто не выпускает MMORPG игру сразу с завершённой историей, если собирается доить её долгое время. По сути, создав персонажа и начав им игру, вы вообще не будете врубаться, что происходит (Final Fantasy XIII со своей атакой на поезд и неожиданно развернувшейся на ваших глазах войной и смертью Норы – теперь станут откровением в плане подачи сюжета). Да что там, история, непонятно даже как вернуться домой, после того как вас убили (делается это всего парой щелков мыши, но так как ни один туториал этого не объясняет, возникают совершенно нелепые конфузы). Похоже на фэйловый аспект #2.

Вообще, если серьёзно смотреть на это дело, то от истории вряд ли можно ожидать чего-то нового. Придётся смириться с тем, что нам предлагается поучаствовать в религиозных заговорах, слепой вере, жёсткой политической репрессии и войне в таком невероятном мире, как Иорзиа (Eorzea). Возможна и угроза со стороны высоко продвинутой расы, ну или коя считает себя таковой. В одиночку мир не спасти, поэтому объединяемся в некие гильдии, откуда уже и шуруем мир, расположившийся за окном.

В чём нам повезло, так это в том, что сюжетная составляющая игры развивается посредством кат сцен. Они озвучены и это приятно. Диалоги с НПС стандартны и не представляют особой важности, если те не отправляют вас на квесты или вам неинтересны рассказы об окружающем мире. Одной немаловажной отличительной особенностью является то, что игра имеет 3 возможных завязки. Различаются они в зависимости от городов, где вы решаете начать игру. У каждой истории есть уникальные квесты, которые делятся на: сюжетные, ливи квесты (levequest) и другие эвенты (behest).

Продвижение по истории осуществляется с набором ранга (напоминает систему из FFXI). Как только необходимый ранг или уровень будет набран, откроется доступ к новым сюжетным квестам. Понятно, это сделано для увеличения продолжительности игры, но ограничивать героям доступ к сюжетке … ну, зачем было. Все доступные зоны игры вы можете обшарить, так как мир пока ещё не особо большой. В общем, игре не помешает прибавка сюжетных квестов.

Примеры сюжетных квестов: найдите необходимого человека в вашем регионе, завершите первую битву. Вторые, в основном, завязаны на охотах или крафтинге нужного предмета (награда получается у заказчика). По понятным причинам могут быть выполнены неоднократно, а значит и предметы, получаемые за них, тоже. Вот только на них установлен лимит – не более 8 ливи квестов в день (можете представить, как заныли хардкорные игроки). Даже если вы погибните или не сможете выполнить ливи квест, он всёравно пойдёт в общедневной зачёт взятых квестов. Фэйл #3. Чтобы принять участие в более продвинутых квестах, связанных с вашей специализацией, придётся повысить навыки профы с помощью особых гильдий.

А вот бихесты неограниченны. Начинаются ежечасно в лагерях, в которых вы должны зарегистрироваться под видом пати, дабы принять участие. Их смысл – набрать больше очков за убийство монстров, чем другие группы игроков. Однако если вы проводите за компьютером или PS3 не более 2-3 часов в день, то вряд ли сможете часто принимать участие в подобных мероприятиях.

Будь моим героем:

Все помнят знаменитую фразу капитана Врунгеля: “Как корабль назовёшь, так он и поплывёт”? Могу сюда добавить следующее: “Как персонажа создашь, с тем и будешь всю оставшуюся игру”. Практически любая MMORPG игра начинается с того, что вы придумываете себе героя (хотя придумыванием это сложно назвать) в редакторе персонажа из заранее предустановленных опций. Нам даётся выбор из нескольких рас, пола персонажа, внешнего вида, лиц, цветов. Важно постараться создать героя, которого легко будет различить в толпе вашим собратьям по несчастью. (Особенно хорошо работает вариант с созданием высоченного амбала с тупым выражением на лице и идиотским внешним видом – знайте, вас точно ни с кем не перепутают – не переводите свой взгляд на название этого абзаца, а то ещё поплохеет…)


Стартовая зона подлежит выбору (варианта 3, как уже было сказано выше). Не бойтесь пропустить что-либо из повествования, так как компания Square уверяет, что различия будут минимальны, и ничего действительно судьбоносного вы не пропустите. Ваш класс также будет назначен сейчас, хотя его можно без особых проблем сменить уже в самой игре. Это определённо хорошая новость для тех, кто любит порезвиться в разных специализациях. За вами осталось назначение имени и фамилии персонажу, причём игроки FFXI могут импортировать свои ники оттуда.

Иди — работай:

Игра располагает довольно обширным выбором специализаций и для тех, кто любит подраться, просто заниматься крафтингом и другими сопутствующими манипуляциями с предметами. Если что не понравится, можно переключиться на другую специализацию, совсем не теряя заработанных ранее способностей. По сути, от вашей профессии зависит тот убийственный инструмент, что вы будете держать в руках. Его-то и можно сменить совершенно без каких-либо ограничений. В купе с возможностью одновременно использовать способности других профессий, а не только той, что у вас сейчас, можно представить какое веселье начинается. В моём понимании это положительный шаг, поскольку не приходится мучиться перед выбором профессии, оставляя техники и магии других за бортом. Хочется поиграть за рыцаря в сияющих доспехах? Пожалуйста. Желаем примерить на себя мантию лорда? Чёрный маг к вашим услугам.

Каждая профа прокачивается отдельно. Для этого существуют очки умений (skill points), выдаваемые за успешное применение техник этой профы. Её уровень никак не связан с уровнем самого персонажа, который мы повышаем стандартным для ролевых игр способом – накоплением ЕХР. Особо углубляться в это не имеет смысла, просто знайте, чем выше уровень вашей профессии, тем больше способностей вы сможете использовать, она же влияет на НР и МР героя, носимую экипировку и квесты, к которым мы получаем доступ. Но и тут себя проявляет механизм лимитирования. К сожалению, больше 8 часов в неделю накапливать SP для одной профессии не выйдет. На самом деле, это не совсем бред, как может показаться на первый взгляд. Разработчики сделали это, чтобы все категории игроков (хардкорные и казуальные) ощущали себя более-менее комфортно на одних и тех же локациях. Ну и никто не запрещает вам переключиться на другую профессию по истечению срока и накапливать SP там.

Побоище:

Это один из самых важных элементов любой игры. Именно тут у Final Fantasy XIV не должно быть совершенно никаких косяков, ведь у компании уже есть беспрецедентно успешный опыт с 1-ой частью. На деле, тут фейл на фейле.

Теперь, когда вы готовы к худшему, начнём потихоньку восстанавливать репутацию. Система прицеливания однозначно хромает, так как ударить по врагу хорошим приёмом иногда бывает сложно. Это особенно неприятно во время ответственных сражений и миссий. Другой косяк связан с задержкой заклинаний. Когда вам остро понадобится лечащий или атакующий спелл, а маг зависнет в ожидании, не раз вспомните того, кого обычно вспоминают в таких случаях.

Но есть и хорошие моменты. Серьёзных противников без подготовки и определённой стратегии штурмом не взять, да и экшен перекочевал напрямую из FFXI. Игра даёт неплохой разброс для тактики в особенности, когда вы используете умения из списка (шорт каты), входящий в ваше боевое меню (action bar). Поскольку не все техники и умения можно назначить напрямую в это меню, вам приходится думать о его наполнении ещё до начала сражения и даже миссии (не думаю, что вы решитесь менять профессию прямо в её разгаре).

Не стоит забывать и о скиллах, которые вы позаимствуете из других разученных вами профессий. В битве правильное их применение сыграет на руку, и это оказывает большое влияние на саму стратегию битвы. Тактические очки (Tactical Points) снова в ходу. Они позволяют использовать умения, привязанные к оружию, что вы держите в руках. Пока идёт битва, они копятся с каждым ударом. Атакуя врагов с боку и сзади, нанесёте им больше повреждений. Это работает и в обратную сторону по отношению к нам. Если атаковать правую часть монстра, то иногда у него может отвалиться рука, так что он не сможет использовать спецатаки со своим оружием. НР медленно восстанавливается, если вы входите в пассивный режим (убираете оружие в ножны), чего нельзя сказать о МР. К счастью, есть способности, восстанавливающие МР.

Нельзя сказать, что монстры, которых вы встречаете на пути, совсем уж деревянные болванчики. ИИ довольно размашисто управляет ими, поддерживая их в постоянном движении. Они то входят в зону вашей атаки, то выходят из неё, стараются атаковать вас со спины и вообще сбегать. Есть даже такие экземпляры, которые пропадают с зоны вашего обзора, зарываясь в землю или улетая высоко в облака (придётся заново прицеливаться). От вас требуется не зевать, своевременно реагировать на их тактику и, возможно, начать преследование. Но что же делать, если вы играете магом? Панику прочь. В отличие от большинства других MMORPG маги из FFXIV не стоят на месте, а передвигаются во время каста заклинания. Выступать успешно в битвах можно под началом любой боевой профы. Их пока что семь: 2 магические (thaumaturge и conjurer) и 5 физических (gladiator, marauder, pugilist, lancer и archer). Надо заметить, что в будущем ожидается дальнейшее пополнение.

Травки в лавки:

Собирательство в мире FFXIV получило новую ступеньку в развитии. Прежде всего, игра отводит целые профессии под данное дело (кто играл в Star Ocean – там были похожие специализации), при этом у каждой свои уникальные навыки и возможности. Процесс поиска и извлечения ресурсов теперь чем-то напоминает добычу маны из серии Atelier, но, в виду разнообразия техник, куда более интересен. Ну а сам он напоминает мини игру. Для начала вы указываете место, где собираетесь начать извлечение ресурсов, затем пытаетесь, как можно более точно воспользоваться вашими инструментами (специальная шкала служит вам подсказкой), ну и в конце получаете сообщение, насколько успешной была ваша попытка. “You feel something promising” – что-то поблизости есть, “You feel nothing near” – совсем ничего рядом нет, “getting further from the mark ” — вы ушли от предполагаемого места раскопок вообще в глухие дебри и “you"ve almost got it, only one more attempt required” – говорит о том, что вы нашли идеальное место.

Вот только есть один маленький нюанс с этим делом. В процессе попыток появляется ещё одна шкала, которая потихоньку опустошается. Когда она полностью исчезнет, вы не сможете продолжить раскопки. Теоретически это означает, что вы сломали тот предмет, который пытались достать. Такая небольшая сложность не сильно вредит добыче предметов, да и делает само мероприятие ещё увлекательнее. Пока существуют 3 профессии, специализирующиеся на добыче ресурсов: botanist, miner и fisher. Совершенно логично, что с рыболовными сетями и коллекцией гербария в настоящие сражения лучше не соваться, поэтому их удел – пассивное применение.

Крафтинг:

Проф, которые могут показывать мастерство владения этим искусством, гораздо больше, чем предыдущих. Всего их восемь: carpenter, blacksmith, armorer, goldsmith, tanner, weaver, alchemist и culinarian. Вы, наверное, видите некоторые из них в первый раз. Пусть они не особо выручат нас в битве, зато те вещи, которые можно создать с их помощью, будут залогом нашей боевой силы. Процесс крафтинга не менее интересен процесса добычи ресурсов. Также представляет собой мини игру, где нужно следить за 3 шкалами: шкала попыток (durability bar), шкала прогресса (progress bar) и шкала качества (quality bar).

Шкала попыток служит ровно так же, как и в извлечении ресурсов, чем больше попыток предпринято, тем меньше шанс сохранить предмет. Шкала прогресса отображает, насколько успешно идёт процесс крафтинга (каждое действие заполняет её и 100% означает успешный синтез предмета). Шкала качества сообщает о качестве конечного продукта. Во время крафтинга можно применять действия: обычные (normal), эффективные (efficient) и осторожные (careful). Каждое из них уменьшает шкалу попыток, при этом оказывая различный рост по параметрам прогресса и качества. Однако во всей системе просто кошмарное количество других нюансов (цвет искр в процессе, время суток). Плюс необходимо обладать особыми книгами, знаниями, умениями, уровнем профессии и возможностью работать с кучей материалов, чтобы синтезировать даже простейшие предметы. Не выбирайте эти профы, новички. Это фейл.

Квесты:

Большую часть квестов вам выдаёт гильдия, в которую рано или поздно вам придётся вступить, если вы собираетесь повышать уровень своей профы. В FFXI квесты выдавались обычными НПС. Квесты на Крафтинг заключаются в обычном синтезе требуемых предметов, при этом заказчик обеспечивает вас необходимыми ингредиентами. Квесты на собирательство тоже не далеко ушли – требуется лишь собрать необходимое количество предметов или же отыскать все ресурсы в той зоне, куда вас отправляют. Справедливости ради замечу, что посылают нас далеко не в самые безопасные зоны, так что враги могут атаковать нашего ботаника без предупреждения. В такие моменты пригодятся дополнительные боевые скиллы, разученные в другой профе. Оставшаяся часть квестов связана с охотой на определённое количество противников или же их лут. При этом если монстру удастся вырваться из вашего окружения и убежать до ближайших сородичей, придётся разобраться со всеми.

Все региональные квесты ограничены по времени. К ним относятся собирательство (даётся по 30 минут на выполнение) и охоты (ранжируются в зависимости от выбранной сложности – всего 5 уровней). Уровень сложности также определяет количество ЕХР, SP и лута, получаемых с квеста. Локальные квесты (крафтинг) по времени не ограничены, но и тех и других можно брать не более 8 за день. Очередной лимит, на сей раз абсолютно необоснованный.

Ну, хотя бы, несмотря на не особо блистательность задумки с квестами, выполнять их не надоедает. Во-первых, вы изучаете способности на разных профессиях, во-вторых, совершаете все эти действия в дружной компании, в-третьих, просто исследуете красивый мир (с однообразными локациями) вокруг себя. И этот мир будет только улучшаться и расширяться. Что привнесёт в игру обновление “A Realm Reborn” сложно сказать. Разработчики утверждают, что это будет совершенно новая игра. Возможно, это не так далеко от правды, но свидетелями мы станем лишь после того как снег запорошит наши дороги.

Бизнес – такой бизнес:

Торговля принимает новый виток развития в FFXIV, так как на этот раз в игру добавлены перекупщики, которым игрок может передать до 80 своих предметов на продажу, чтобы те толкнули их игрокам. Сама система довольно полезна (не надо искать покупателей самостоятельно), вот только найти нужный предмет среди сотен людей в десятках рыночных комнат практически нереально! У каждого свой набор на продажу, и персонажи время от времени меняются. К тому же, чтобы раскрыть список предметов, приходится щёлкать по каждому торговцу, при этом меню открывается лишь спустя секунду. Это бесит. Кстати, в инвентаре нет возможности отсортировать вещи. Это уже 6-ой фейл!

Аты-баты шли солдаты:

На момент выпуска игры чокобо ещё не были добавлены, но о том, что это должно скоро произойти, можно было догадаться по небольшим стойлам чокобо в стартовых зонах мира. Передвижение пешкарусом по знакомым территориям перестаёт доставлять после нескольких десятков часов игры, так что новое скоростное транспортное средство просто необходимо. Благодаря тому, что игру не подвергли забвению сразу после выпуска, а продолжали поддерживать патчами вплоть до предстоящего ремастеринга эта опция уже витает в воздухе.

Однако это не одно глобальное нововведение, которое вносят патчи. В будущем путешествия между городами будут осуществляться, как и в FFXI, посредством путешествий на воздушных кораблях. Также в игре присутствуют судна для путешествий по морским гладям, а ускорить персонажа, можно изучив специальную способность. Нельзя не отметить и другую полезную опцию – телепорт. Нам позволительно переместиться в любую посещённую нами часть локации, где расположено специальное устройство aetherial node. Стоит этот трюк 4 anima (изначальное количество этих очков 100 и восполняются они по 6 очков за 24 часа). По сути, данная опция похожа на кристаллы телепортации из FFXII. Тут всплывает новый фейл. Скорость восстановления явно мала. Когда вы откроете новые зоны, до которых пешком идти часами, у вас как раз начнётся ломка.

Альянсы:

Довольно странно, если в обширную MMORPG вы собираетесь играть соло. Скорее всего, у вас ничего серьёзного не выйдет и придётся обратиться к помощи доброжелательных соседей. Собственно, это навязывается жанром игры. Партию лучше подыскивать так, чтобы люди играли в одно время с вами, у их персонажей были способности, которых ещё нет у вас, и ещё одно пожелание связано с тем, чтобы вы могли находить общий язык и для общения и для выполнения квестов.

Чтобы пригласить другого игрока к себе в пати он обязательно должен быть в пределах видимости на экране, то есть вам предстоит сначала дружеская встреча….Хм, довольно необычно. Ещё в самом начале обзора я упоминал про кощунство системы прицеливания, так вот в полной мере это проявляется, если вы в партии не одни. Фейл #7.

Графика и музыка:

Есть и есть, где-то справедливость в том, что игра названа в честь FF, то она проявляется в том, что графическая начинка игры великолепна. Далеко не каждая игра сможет выстоять в состязании по этому параметру с FFXIV. Пейзажи, встречающиеся на пути волшебны: каждый объект отбрасывает правдоподобные тени, листья на деревьях живут своей собственной жизнью, в небесах зажигаются звёзды, а в засушливых районах и пустынях периодически начинаются песчаные бури. Если окажетесь рядом с океаном, зацените чистейшую гладь воды с пробегающей по ней мелкой рябью. Все эти красоты обходятся довольно дорого вашему PC (в отличие от PS3, которая рассчитана на подобнее нагрузки, но ещё не обзавелась своей версией игры). Опция отключить или понизить настройки присутствует, но вы лишаетесь настоящего качества, которое способна дать игра.

Природа наполнена звуками, будь это волчий вой или стук копыт по булыжнику. Причём ощущается эффект присутствия, то есть чем ближе вы к звуку, тем яснее он звучит и наоборот. Музыкальное сопровождение уровнем ничуть не хуже, чем было у 11-ой части. Треков не так много, но уже сейчас существует несколько композиций Battle Theme. Над музыкой трудится вернувшийся мэтр индустрии Набоу Уемацу, которого лично я даже не ожидал увидеть за дирижёрским креслом в новых Final Fantasy после FFX. Недавно вышел новый трейлер к перезагрузке игры, помимо шикарной анимации и постановочных сцен в нём звучала мелодичная композиция в духе Final Fantasy. Когда каждый уголок игры наполнится подобным звучанием, уже ни у кого не останется сомнений насчёт поднявшей голову игры.

Заключение:

Хочу отметить, что вселенные FFXIV и FFXI — единственные онлайновые проекты (ну, ещё Ragnarok Online), к которым мне удалось прикоснуться из всего обилия MMORPG, что есть сейчас. Дело не в том, что я требовательный или неумелый игрок. Просто меня, прежде всего, привлекает мир со знакомыми монстрами, узнаваемыми профессиями, качественными локациями, как все, что были в играх серии, ну и, конечно, добротным сюжетом. Игрушка FFXIV сейчас ещё далека от финала. По сути, она лишь на стадии либо зарождения, либо на пути в школу. Короче, жить ей ещё да жить, учиться и учиться. Но если какое-то место в виртуальной вселенной и можно назвать домом, где приятно находиться, общаться с друзьями и проводить часы в весёлой компании, то это определённо будет здесь и, возможно, уже совсем скоро.

Final Words:

Этот обзор завершает череду описаний, которые я хотел изложить на SF по серии Final Fantasy. Знаю, что охватил не все игры, но наибольшую их часть и, надеюсь, тем самым принёс пользу тем, кто ещё не знаком с многочисленными игровыми вселенными этой замечательной серии. Касательно Final Fantasy XIV мне нечего больше добавить. Выход игры пару лет назад стал тяжёлым испытанием, как для компании, так и понадеявшихся на отличный проект игроков. Спустя 2 года томных ожиданий хочется верить, что PS3-версия игры окажется гораздо лучше предшественника. Всем спасибо!

Несколько красивых артов напоследок:

Final Fantasy XIV, выпущенная несколько лет назад, подвергалась ожесточенной критике со стороны игроков и журналистов, указывавших на очень низкое качество игры. В этом году компания Square Enix вернулась с обновлённой версией, обещая, что это совершенно новая игра. Проведя много времени с версией для PlayStation 3, мы должны с этим согласиться.

Четырнадцатая часть цикла Final Fantasy вписана в историю, как одно из самых сенсационных поражений на рынке MMO. Игра вышла в конце 2010 года на PC и была чрезвычайно критически принята поклонниками. Игра была стерильной, герметичной, странной, неправильной и пустой, и, как будто всего этого было мало, общественность практически не имела никакого контакта с разработчиками. Компания Square Enix пыталась спасти игру, но было уже слишком поздно. В конце концов, издатель, решился на отчаянный шаг, вывести Final Fantasy XIV из обращения, чтобы спокойно доработать и преобразовать продукт.

Базовая версия Final Fantasy XIV оказалась настолько слабой, что мало кто верил в успех плана Японцев. Но игра вышла преобразованной в лучшую сторону, и довольно успешно вернулась на рынок игровых продуктов. Это радует, потому что это одна из немногих игр такого типа, доступных на консоли, и, в частности, на PlayStation 3.

Final Fantasy и MMO.

Действие четырнадцатой части разворачивается в мире Hydaelyn, на континенте Эорзея, который пережил серьезный катаклизм. Речь идет, разумеется, о известном вестнике „гибели”, по имени Bahamut, символизирующей косвенно судьбу первой, версии Final Fantasy XIV. В игре вы играете роль героев, которые участвовали в этих событиях, но не помнят ничего из своего прошлого. Таким образом, Square Enix объясняет развитие вселенной и тот факт, что теперь встречаются в нем ветераны первой части игры и совершенно новые лица. Персонажей объединяет одна цель - помощь в восстановлении мира и преодоление угрожающих ему сил.

Как правило, бывает в таких играх, сюжет передается в описании задач. Только часть из квестов имеет озвучку, так что готовьтесь много читать, если хотите внимательно следить за развитием событий. В сюжете, надо признать, есть интересные темы, и они вызывают приятные ассоциации. Тем более что он связан с механикой игры - например, со службой в одной из трех фракций, местных городов-государств. Final Fantasy XIV оперирует также традиционным для серии дизайном - абсолютно серьезные вопросы тесно переплетены с совершенно абсурдными. Поэтому ждите смесь пафоса и юмора, предоставленных например, в виде боев как с мощными зверьми, как и с бешеным пудингом. Благодаря этому, Final Fantasy XIV становиться немного более яркой среди прочих частей Final Fantasy.

Классы персонажей.

Обновилась и механика игры, которая теперь выглядит более продуманной. Начнем с того, что в игре мы создаем героя, представляющего один из восьми классов, удовлетворяющих классическим ролям в MMO; танка, хилера, классы поддержки и DPS - первый из них призван сконцентрировать на себе внимание врага, другой - лечить, третий усиливать союзников, а четвертый наносить урон. Интересный факт заключается в том, что, начиная с определенного момента класс можно свободно изменять, и повышать его уровень, одновременно, таким образом, приобретая дополнительные навыки, и даже открывая новые направления развития. Не все способности другого класса можно использовать, но все, же есть из чего выбирать. В результате, механика игры сначала, кажется, достаточно простой, но со временем позволяет создавать различные комбинации и создает большое поле деятельности. Одним из вариантов является разблокирование специальной профессии, соединяющей черты нескольких других - например, лучник, может перерасти в барда. Хорошая идея, потому что в какой-то мере устраняет необходимость в создании нескольких героев, чтобы попробовать все варианты.

По аналогичному принципу работают профессии, они позволяют собирать сырье, или создавать предметы. Каждую из них мы развиваем в отдельности, и если я не ошибаюсь, здесь нет никаких ограничений. Кроме того, даже шахтер, или алхимик располагают своими умениями - некоторые из них позволяют отслеживать минералы, другие облегчают добычу или увеличивают шансы на успех крафта.

Игра ведет нас за руку при помощи системы журналов, указывающих на следующую вещь для крафта или фарма. Позитивным моментом является также то, что удалось избежать необходимости создания сотен предметов, чтобы поднять уровень - вместо этого чаще всего мы работаем с одним предметом, улучшая его качество. Кроме того, Final Fantasy XIV предлагает дейли-квесты, посвященные каждой из дисциплин.

КЛАССЫ:

  • - Arcanist (scholar или summoner") - наносит урон, лечит, призывает;
  • - Арчер (бард) - наносит урон, предлагает поддержку;
  • - Conjurer (white mage) - исцеляет, воскрешает;
  • - Гладиатор (паладин) - tank;
  • - Lancer (dragoon) - наносит урон;
  • - Marauder (воин) - tank;
  • - Pugilist (monk) - наносит урон;
  • - Thaumaturge (black mage) - наносит урон, crowd-control.

Со временем мы получаем новые возможности, часто в посещенных ранее местах. Примером является очень хорошая система трех объединений, в рамках которых мы выполняем специальные levequests, поставляем сырье или продукты и получаем печати. Вы можете поменять их на награды, например на chocobo, который исполняет роль лошади. Также присутствуют динамически появляющиеся события, называемые «Судьба», чаще всего основанные на борьбе с группой врагов и боссе. Эти особенно щедрые по пунктам опыта задачи пользуются большой популярностью. К этому следует добавить рейды различного уровня - полноценные подземелья, более мелкие, групповые и так называемые „испытания”. Вы можете начать их с заранее подготовленной командой или полагаться на поиск пати. Это бывает медленно, но хорошо работает, и к тому, же поиск происходит в фоновом режиме, так что нам не обязательно стоять на месте, ожидая набора группы.

Здорово, что практически любую форму времяпрепровождения можно использовать с раннего уровня. Благодаря этому, в Final Fantasy XIV можно найти много занятий на любой локации, у нас всегда есть множество возможностей для приобретения опыта. Обилие и разнообразие-это черты четырнадцатой части - и за это можно похвалить Square Enix, потому что существовало опасение, что компания не справится с заполнением времени игроков.
А Realm Reborn никоим образом не является революционным с точки зрения механики боя, но и предлагает надежные решения. Данная система основана на способностях, требующих времени, необходимого на их восстановление (cooldown) и определенного количества очков, тактических или магических. Игра отображает область действия некоторых атак, поэтому во многих боях, нужно постоянно двигаться. В целом, бой, довольно типичный для MMO, со всеми преимуществами и недостатками этого вида игр. Скажу так: битв много, но играть интересно, потому что предлагаются различные решения для каждого. Всегда можно найти что-то для людей, которые просто хотят отдохнуть. Есть также много мест потруднее. Особую проблему представляют подземелья и схватки с боссами, которые реализованны интересным образом. Рейдовые боссы часто призывают помощников и используют порой нестандартные ходы - отсутствие реакции со стороны рейда заканчивается быстрой смертью.

В Final Fantasy XIV я проводил много времени - все время, сидя на диване перед телевизором. Это не будет чем-то необычным для фанатов Final Fantasy XI, игры, доступной на трех платформах, в том числе двух консолях. Я думаю, что ПК-геймеры не верят, что можно обуздать столь сложные системы с помощью геймпада. Но я признаю, что это возможно, потому, что Square Enix проделало много работы в проработку интерфейса. Конечно, в первый момент он, кажется, невероятно сложным, хаотичным, и странным (проблемой станет отслеживание/блокировка камеры на противниках). Консольный контроллер не гарантируют такой точности, как клавиатура и мышь, но работает достаточно хорошо. Другое дело, писать в чате и на форуме - здесь стоит приобрести дополнительные аксессуары, что, вероятно, проблемой не является, потому что любую USB клавиатуру, игра распознает без проблем. К PlayStation 3 можно даже подключить беспроводную мышь и играть на тех же условиях, как и на PC.

Эта версия Final Fantasy XIV: A Realm Reborn в плане «тормозов», оказывается далека от совершенства. Вероятно, это не вина Square Enix, только оборудования и необходимости работать на полную мощность. Короче говоря, на PlayStation 3, игра выглядит и работает очень неравномерно. В некоторых локациях можно увидеть 15 кадров анимации в секунду, а на других всё в порядке. Такие спады происходят, несмотря на заметное ухудшение графики, и это видно в низком разрешении, плохого качества текстур, пикселях, а иногда и плохой покадровой анимации персонажей и объектов. Игра на маленьком экране, вероятно, даже принесёт головную боль (особенно в окрестностях города Gridania).

Эорзея спасена.

После пасмурной и герметичной первой версии Final Fantasy XIV, Square Enix переделала многое и вернулась с проектом, в который играть очень приятно. Realm Reborn затягивает, богатый мир Final Fantasy, продуманные системы игры, разнообразие игрового процесса - эти элементы должны привести к тому, что фанаты и, в частности, ветераны Final Fantasy XI, будут в восторге.

Кроме того, Square Enix еще раз доказывает, что в MMO можно спокойно играть с ждойстиком в руке, что, возможно, не является важным в контексте минувшего поколения консолей, но, безусловно, будет иметь значение в будущем. Издательство предлагает почти готовую игру на премьеру PlayStation 4. - Короче говоря, Final Fantasy XIV это, действительно, „возрождение царства”, и стоит в этом „чуде” участвовать.

Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие - этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.

Сама была ужасной игрой - главам Square Enix даже пришлось за нее извиняться. Онлайновая вселенная, дефективная, как говорится, by design, нанесла огромный ущерб репутации серии. Чтобы все исправить, одних только патчей не хватало, поэтому вскоре проект передали другой команде, руководимой азартным поклонником MMORPG Ёсидой Наоки , который до этого занимался дизайном онлайновой . Задачу перед ним поставили простую - построить игру с нуля.

Табула раса

Когда Final Fantasy XIV закрывали, сюжет плавно подвели к тому, что на мир Хайделин вот-вот шваркнется исполинский метеор. Этим метеором была команда Ёсиды Наоки.

Квесты выдают через простенькие, часто неозвученные, но все равно милые диалоги. Это гораздо лучше стен текста, которыми обычно оперируют MMORPG.

Новые разработчики разнесли планету в пыль и начали все с чистого листа. История A Realm Reborn начинается спустя несколько лет после пресловутого катаклизма. Изменившийся континент Эорзия, где происходят события FF XIV, опознается разве что по названиям и городским районам вроде Старой Гридании, оставшимся как дань прошлому. Остальную топологию перекроили полностью: одинаковые долины и лесные лабиринты, характерные для старой Final Fantasy XIV, превратились в просторные, разноообразные и действительно красивые места, где наконец-то есть чем заняться.

Правда, A Realm Reborn нужно время, чтобы разогнаться: первые десять уровней (пара часов) вы будете заниматься исключительно квестами. Но дальше становится лучше: на десятом уровне знакомят с целым рядом ключевых механик, на пятнадцатом - отправляют исследовать мир за пределами родной локации. Сюжетная линия постепенно отходит от мелких, почти бытовых подвигов и все ближе подбирается к самому главному - тому, ради чего в Эорзии появились тысячи таких же, как вы, приключенцев.



Отдавая дань моде, разработчики добавили в игру случайные события, в которых могут участвовать все прохожие. Вышло не очень: развиваться на них удобно и быстро, но важность событий совершенно не чувствуешь. Сражения довольно типичные для MMO, но поначалу воспринимаются странно: паузы между применением умений гораздо длиннее, чем, скажем, в WoW. Зато это помогает сосредоточиться на тактике, вместо того чтобы отбивать двадцатикнопочные ротации.

Потому что мы герои

В исходной FF XIV интерфейс постепенно улучшали патчами, но теперь все окончательно встало на свои места. Все еще не идеально, но уже удобно. И с геймпада играется неплохо, хотя нужно время, чтобы привыкнуть.

A Realm Reborn сильно полагается на сюжет, причем в Square Enix, в отличие от BioWare с ее , никогда не забывали, что делают онлайновую игру. Ваш герой, несомненно, велик и важен, но кроме него на континенте есть еще несколько тысяч таких же. Поэтому уже с десятого уровня вас начнут готовить к сражениям в команде.

Очень скоро появляются обязательные для сюжета подземелья. Прежде чем это произойдет, предлагают пройти череду небольших кооперативных заданий, из которых станет ясно, в чем заключается ваша роль в команде, как координироваться, как найти тактику для борьбы с боссами и тому подобное. Чтобы понять, насколько важно учиться этому раньше, можно вспомнить ситуацию, сложившуюся в после выхода Cataclysm . Важность ранних подземелий там низвели почти до нуля. К шестидесятому уровню новички перебирались из карамельного Азерота в старообрядческое Запределье и попадали в свой первый инстанс, не имея ни малейшего понятия, как действовать и на какие кнопки жать.




Как положено, в Эорзии полно фансервиса для старых поклонников серии. Муглы, чокобо и кактуары - это железный минимум.

Подземелья в A Realm Reborn работают по тем же принципам, что и в большинстве современных MMORPG, - это полосы препятствий с сильными монстрами, ценными трофеями и хитрыми боссами. При этом они красивы, достаточно сложны и очень неглупо спроектированы.

То, что многие сюжетные моменты проходятся в команде, отличает историю Final Fantasy XIV. Финальные рейды дарят едва ли не больше эмоций, чем все восемь кампаний The Old Republic, вместе взятых, - просто потому, что вы и семеро ваших спутников пришли к цели вместе , пройдя через семь кругов ада. Про ад - почти буквально: Жайтан из по сравнению с финальным боссом A Realm Reborn кажется божьей коровкой первого уровня, которую вы пинали в самом начале своего приключения.

Эта конкретная Final Fantasy ни секунды не давит из вас сопли-слезы, как это делают почти все предыдущие части. В ней правит простой как пробка, но невероятно согревающий геройский эпос. И это хорошо.

На все руки мастера

Чтобы даже самый дурацкий второстепенный квест казался захватывающим приключением, достаточно включить задорную фоновую музыку. Странно, что Square Enix додумались до этого одними из первых.

Наверное, единственное, что у изначального варианта Final Fantasy XIV получилось здорово, - это система классов. Вы выбираете один из них, но уже на десятом уровне, если надоест, можете вступить в любую из гильдий Эорзии и переучиться на лету. Новый класс придется развивать с нуля, зато вы почти в любой момент сможете сменить специализацию. Нужда в «твинках» отпадает - на одном-единственном герое уместятся все возможные комбинации. Еще есть своеобразные престиж-классы: скажем, набрав тридцать уровней на копейщике и пятнадцать на мародере, вы можете углубить специализацию и выучиться на драгуна - одного из сильнейших атакующих бойцов в игре.

Ремесленные профессии - это тоже отдельные классы. У них своя экипировка, свои параметры и свои навыки. Например, чтобы смастерить что-нибудь, играя кожевником, нужно сыграть в небольшую мини-игру - применить на заготовку предмета как можно больше улучшающих умений, не испортив его при этом. Процесс незамысловатый и монотонный, но иметь хоть малейший контроль над производством на самом деле очень приятно. Просто поставьте фоном какой-нибудь фильм и совмещайте приятное с полезным.

Очень скоро у мастеров появляется возможность поставить несколько одинаковых предметов в автоматическую очередь. Хотя при поточном производстве теряется контроль над качеством вещей.

Понятно, что развитие каждого класса подразумевает гринд. Но заниматься им не вынуждают, вы можете пройти сюжетную линию за основной класс и больше ни о чем не задумываться. Контента для тех, кто осилил кампанию, не так много, но он есть - хватит на несколько недель. Семнадцатого декабря выйдет первый крупный патч, где наконец-то появится первая арена для PvP, возможность завести свой дом, гора контента для прокачки и пара новых подземелий. А еще, само собой, начнется следующая сюжетная арка.

Видео об изменениях в патче 2.1.

* * *

A Realm Reborn не имеет почти ничего общего с той Final Fantasy XIV, которая вышла три года назад. У нее вменяемый интерфейс и сравнительно низкие требования к железу, а каждая механика работает так, как должна была работать с самого начала. Получилась не то чтобы оригинальная, но очень хорошая онлайновая ролевая игра, у которой стоило бы поучиться многим современным «новаторам».

Ролевая игра Final Fantasy XIV: Online прошла множество метаморфоз, прежде чем стала тем самым проектом, который мы видим сейчас. Спустя восемь лет после релиза первой MMORPG по франшизе, Final Fantasy XI , выходит оригинальная итерация Final Fantasy XIV . Та игра снискала дурную славу за свою топорную реализацию игровых механик, напрямую взятых из FF XI , при сомнительном контенте, когда игроки быстро пробегали сюжет и опциональные квесты, а впоследствии утопали по уши в однообразном бесцельном фарме с медлительной боевой системой. Проект был настолько плох, что чуть не оказался лебединой песней в этой сфере для Square Enix . Убытки оказались колоссальны, а компания потеряла одного из крупных инвесторов.

К счастью, Square Enix решила пойти ва-банк и полностью переделать игру. Ответственным за воскрешение проекта, получившего говорящий подзаголовок A Realm Reborn , был назначен Наоки Ёсида , работающий в индустрии с 93-го года и отличающийся пламенной любовью к ММО в целом. Ёсида-сан вдохновлялся культовыми World of Warcraft , Ultima и Dark Age of Camelot . И если FF XI отличалась весьма сложным игровым дизайном, где вам приходилось подолгу качаться в начальных зонах и заводить долговременные надежные знакомства, чтобы покинуть первые земли, A Realm Reborn стала квинтэссенцией идей признанных онлайновых RPG в обрамлении легенд сериала Final Fantasy - со святой троицей ролей, фокусе на постоянном добывании лута и боевой системой с нацеливанием на врагов.

Прежде, чем мы ринемся в густую атмосферу греющих душу приключений по миру "Финалки ", стоит рассказать про первый эксперимент Square на поприще ММО - Final Fantasy XI . Как говорил сам Наоки, "Вы не сможете сделать нечто совершенно новое из ничего". FF XI была очень сложной игрой, где вам приходилось буквально выгрызать зубами опыт своему персонажу с лишь одним выбранным классом, объединяясь с более опытными людьми, покоряя монстров в начальных зонах и подробно обсуждая, что делать дальше в специализированных чатах - так называемых Linkshell -каналах. Умереть в обычной локации и потерять свой прогресс там было привычном делом. При этом в проекте была специфическая система прогрессии. Дело в том, что фармить самую мощную экипировку приходилось месяцами и даже годами - когда дело касалось особенных комплектов обмундирования и прочих подобных наборов, а также вещей, падающих с определенным процентом вероятности с мировых боссов - монстров, которые редко появлялись на локации и требовали целых альянсов высокоуровневых героев для убийства. Однако, в свою очередь, вы могли носить их долгое время и они были актуальны по характеристикам, тогда как сегодня приходится постоянно все менять с выходом определенных патчей.

Final Fantasy XI за свои пять дополнений собрала сплоченное комьюнити игроков с особенным мышлением, но это была игра далеко не для всех. Очень многим не хватало времени и терпения методично и продолжительно выполнять паттерн заезженных действий ради возможной награды в далеком будущем, да еще и с вероятностью потерять заработанное. При всем при этом, игра активно поддерживалась целых 14 лет, вплоть до 2016 года (на консолях. На ПК игру все еще поддерживают), и стала культовой.

Оригинальная Final Fantasy XIV оказалась красивейшей игрой для владельцев мощного железа, но вышла с напрочь убитым наполнением и геймплеем. В отличие от FF XI , здесь можно было легко сменить класс, лишь выбрав другое оружие, а подгрузки в зонах отсутствовали. В общем-то, на этом весь позитив заканчивается. Проект был ужасно структурирован и реализован, начиная с того, что вы даже не знали куда вам идти. Начав играть, вы попадали в своего рода ММО-песочницу, где вам нужно было постоянно переключать персонажа в режим боя и вручную атаковать - авто-атаки тогда не было. Для прохождения того или иного квеста вам давались пояснения на мини-карте, путь до которой занимал десять кликов, а прокачка до 50-го уровня отнимала около трех месяцев реального времени. Рецепты для крафтинга отсутствовали - вам методом тыком приходилось рыться в сотнях предметов или бежать на специализированные сайты. При этом передвигаться можно было в основном пешком - десятками минут по гигантским зонам, так как телепортирование стоило специального ресурса, который очень долго восстанавливался - никаких чокобо предусмотрено не было.

С контентом все было очень плохо - долгое время весь эндгейм состоял из двух (!) подземелий, и лишь позже были добавлены битвы с боссами на восемь человек. Сначала появилась тяжелая версия известных всем фанатам серии Гаруды , а затем Ифрита с парой примитивных механик. Таким образом, в первое время после релиза игрокам только и приходилось, что фармить подземелья, и вы могли гордиться выбитой оттуда артефактовой броней, выполненной у каждой профессии в классическом для сериала стиле, навеянным оффлайновыми "Финалками ".

Вышедшая в 2013 году совершила чудо, и из гадкого утенка проект превратился в прекрасного лебедя, сражающегося за внимание геймеров с таким мастодонтом, как World of Warcraft , а также другими востребованными ММОRPG . Первое, что привлекает внимание в игре, - это то, насколько кропотливо и тщательно воссоздан мир на основе легенд и мифов о существах, местах и событиях из номерных Final Fantasy . При этом проект ощущается самостоятельным и полноценным, а не игрой по мотивам.

Действие разворачивается в мире Хайделин на континенте Эорзея . В самом начале вам предлагают выбрать набор характеристик личности героя, вроде знака, под которым он родился, класса, определяющего стартовую локацию, внешности с рядом настроек, благодаря которым практически всегда получается приятная наружность, и расы.

На выбор представлены пять рас - местные люди хьюры, эльфоподобные элезены, потешные малыши лалафелли, здоровяки роегадины и кошкоподобные микоты. Экипировка подстраивается под физиологию персонажа, поэтому, например, микоты носят шлемы с ушками, а под броней виднеется хвост.

Вдобавок к Гаруде и Ифриту мы познакомимся с целой историей о поклонении божествам Primal (варварские боги) от лица населяющих определенный регион мира звериных рас - повествующих о мощи Титана , Левиафана , Короля Муглов , Одина , Рамуха и Шивы , знакомым всем поклонникам серии. И, конечно же, не обошлось и без Бахамута - исполинских размеров верховного бога драконов Мерасидии в древней эре. Практически все игроки сходятся во мнении, что история Coil of Bahamut - лучшая цепочка рейдов, как по игровым механикам, так и по сюжетной линии и по сей день. И если промежуточные этапы лишь служат связующим звеном для продвижения по сценарию, то битвы с именитыми боссами серии, от Твинтании из Final Fantasy V до Раффлезии и Феникса , дают проникнуться духом серии FF своей постановкой. Битва с Бахамутом поражает своей атмосферностью, красотой анимаций атак и пробирающей до мурашек музыкальной темой "Answers ", которая шла нарастающим темпом и срывалась в звучный хор на финальной стадии сражения.

Здесь нам стоит обрисовать картину сюжетной канвы версий 1.0 и 2.0 , дабы было понятно место Праймалов в мироздании. В последние дни Шестой Астральной Эры Гарлеанская Империя разворачивает полномасштабное нападение на континент Эорзеи. Альянс Союзных Сил, состоящий из 3-х Великих Компаний, представляющих главные регионы мира, Гридании , Ульды и Лимзы Ломинзы , попытались дать отпор вторженцам. Но вскоре они узнали, что настоящий план имперцев состоял в том, чтобы использовать древнюю магию аллаганцев (древней расы, бывшей самой развитой) под названием Метеор , и покончить раз и навсегда с союзными силами, а также с божествами, представляющими угрозу Гарлеанцам, которые не желали подчиняться захватчикам.

Сюжет детально знакомит нас с каждой страной, ее окрестностями и мифами, попутно ведя нас по тропе разгорающегося конфликта с империей. Миссию по введению игроков во вселенную история успешно выполняет, но в первой половине игры авторы перебрали с квестами. К сожалению, филлеры, несущие мало смысла, но заставляющие нас делать нудные задания, нередко дают повод заскучать. Однако, чем дальше, тем насыщеннее становится происходящее событиями и размахом, и неприятный осадок нивелируется.

Среди сайдквестов глотком свежего воздуха является история про инспектора Хильдибранда и его подручных. Остроумная и смешная линия про экстраординарные расследования Хильди никого не оставит равнодушным. Чего только стоит его отец Годберт, ходящий в одних трусах, дабы были лучше видны игривые мышцы, и учащий, как быть “настоящим мужиком”!

В проекте, учитывая его колоссальную масштабность и обновляемость контента, конечно, довольно-таки примитивная постановка по меркам современных сюжетным RPG . Повествование происходит через диалоги и катсцены. Увы, но озвучены лишь самые важные ролики, и основная масса нарратива проходит посредством чтения текста. Само собой, если на экране сражаются, то нам стараются показать это во всей красе. При общении же персонажей только критические моменты озвучены.

Говоря о землях, невозможно не обратить взор на мир . Каждый из трех представленных регионов отчетливо выделяется своим месторасположением, рельефом ландшафта, историей, мифологией, населяющими существами, имеющимися расами, местными промыслами и диковинками, и конечно же своими столицами. Будь то уютные бирюзовые рощи Гридании , суровые очертания песочной гаммы крепости Ульды , или отдающие морским бризом берега Лимзы Ломинзы - города и здешние локации плотно врезаются в память с первого же знакомства. При этом, согласно преданиям историй соответствующих квестов, внутри локаций находятся определенные подземелья, крепости и обители богов, которые мы будем посещать по ходу выполнения заданий, как сюжетных, так и опциональных. Даже PvP -арена со штабом и церковь для свадебных церемоний продуманно вплетены в географию мира игры.

Грамотный баланс расстояний до важнейших точек и размеров карт зон делает передвижение на появившемся здесь пернатом друге Чокобо приятным и осознанным.

Конечно, любой приключенец должен преуспевать в ремесле, будь то сражения, собирательство или крафтинг. Святая троица боевых ролей из танков, лекарей и дпс (нацеленные на урон классы) здесь иерархично поделена на классы и профессии (впоследствии остались лишь последние, но об этом позже). Таким образом, чтобы обрести профессию нужно прокачать требуемые классы до определенного уровня, а именно 15 и 30-го, ведущего к обретению Кристалла Души , идея которого взята из Final Fantasy Tactics и старых Final Fantasy . A Realm Reborn давала на выбор 2-х танков: паладина и воина, 2-х лекарей: белого мага и школяра, а также 6 дпс: черный маг, призыватель, бард, драгун, монах и ниндзя. При этом важно отметить, что в данной MMO можно прокачать все классы на одном персонаже - прямо как в оффлайновых Final Fantasy .

Профессии в - не просто иконки над именами персонажей. За родными для серии названиями стоит многовековая история становления и развития военных искусств различных наций, истории которых нашли отражение в цепочках классовых квестов. Разработчики приготовили целые сюжетные арки-повести с персонажами и различными событиями, заканчивающиеся эпичными сражениями под воодушевляющие мелодии.

14.04.2014 вышла на PlayStation 4. Ниже можно прочитать рецензию на версию для PS3 и PC, опубликованную в сентябре 2013 года.

Все ММО постепенно преображаются. Например, играть в команде теперь модно разве что в корейских «гриндилках». Что до остальных представителей жанра, для командных игр существуют отдельные режимы или задания; все остальное время игрок проходит одиночные квесты, прокачивается в одно лицо и добирается до условного «финала» истории. Самый яркий пример из последнего - Star Wars: The Old Republic: озвученные диалоги, множество красивых сценок на движке, сценарий, которому позавидовала бы любая одиночная ролевая игра. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn развивает эту идею дальше. Теперь ММО можно и нужно адаптировать под домашние консоли (они были и раньше, на PS2 и Dreamcast, но не в таком масштабе), и главная проблема здесь отнюдь не в управлении. Ключевое значение имеет удобство прохождения для тех, кто не так сильно любит социальную активность вне собственно геймплея.

Представьте себе Final Fantasy XII, мир которой населен аватарами игроков. Здесь есть NPC, запоминающиеся персонажи, главные герои и злодеи, история со своими поворотами. Первые пятнадцать уровней - а это несколько дней неспешного прохождения – игроку в принципе не нужно контактировать с другими. Он получает задания, полчаса ищет, куда нужно пойти, выполняет их, приобретает новые умения и получает в дар крепкую броню и оружие. После пятнадцатого уровня его выпускают из стартового города - путешествовать по невероятно красивому миру Эорзэи, который по проработке и логике построения немногим отличается от того, что вы могли видеть в других выпусках долгоиграющего сериала. Но повествование не отпускает с привязи и тогда: герой все равно путешествует от одного сюжетного квеста к другому, смотрит красивые пятиминутные заставки и в голове не мелькает и тени сомнения в том, что это именно Final Fantasy по последней моде, только уж очень причудливо устроенная в плане боевой системы. При желании, во всем этом можно увидеть очередной World of Warcraft, но лучше не торопиться с выводами и плыть по течению.

Final Fantasy XIV в целом удивительно комфортна, но встречаются и неприятные моменты. В большинстве случаев игрок прекрасно понимает, что он делает и зачем, а самое главное - он постоянно оглядывается на сюжет, сохраняя в голове общую картину мира и положение вещей в нем. Но местами игра чересчур традиционна по отношению к ММО как жанру. Навигация, например, подчас вызывает вопросы: найти на карте место, не побывав там до этого, чрезвычайно сложно. Телепортация от кристалла к кристаллу требует денег и в принципе удобна, только кристаллы стоят не везде – иногда вынуждают брать напрокат чокобо, для чего, опять же, нужно заранее отметиться у владельца ездового животного и несколько минут трястись на спине желтой птицы без возможности свернуть налево или направо. Большую часть времени приходится тратить именно на поиск чего-то. Чуть меньше времени требуется на перемещения из точки «А» в точку «Б», чтобы просто с кем-то переговорить. Хотя это объясняется сюжетом игры, легче от этого не становится.

Примерно та же история с расами и классами. Все персонажи получаются красивыми, как раз в стиле последних Final Fantasy. Есть милая раса карликов, есть и девочки-кошки, и высокие, похожие на эльфов существа, и просто люди. В настройках их внешности можно потеряться, но ступор вызовет другое - совершенно непрозрачно сформулированные описания и названия классов. Слова красивые, но что за ними скрывается - пойди, догадайся. Вторым персонажем, например, я сделал мародера. Закованный в броню воин с топором, в описании которого говорят про его силу и способность наносить колоссальный урон, во всех подземельях играет роль танка. Тем не менее, у него нет специальных способностей для этого и он не носит щит, но переназначить роль в Duty Finder (сервис по автоматической подборке команды) не получается.

Со временем ко всему этому, как и к управлению с геймпада, привыкаешь. Это не Diablo III на консолях, здесь нужно задействовать все доступные кнопки, а иногда и зажимать сразу несколько и после этого выбирать нужные иконки. Это единственная сложность в версии для PS3: про любое общение в чатике лучше сразу забыть (можно подключить USB-клавиатуру, но это не очень удобно, играя не за столом), а один раз запомнив раскладку, боишься забыть ее после длительного перерыва. Зато преодолев этот барьер, к Final Fantasy XIV хочется возвращаться снова и снова. Потому что она опирается на те же завлекающие детали, что и другие успешные ММО: красивые персонажи, удобная прокачка, которая приносит ощутимый результат, красочные локации, по которым не скучно бродить, хитро спланированные битвы с боссами и тонны фансервиса, начиная с разносящих почту муглов и заканчивая сражением с Ифритом.

Сегодня Final Fantasy XIV кажется превосходным примером консольной ММО с совместными серверами для PC-версии. Она все еще не идеальна по отдельным деталям, но самое главное ей удалось: в нее удобно и интересно играть на PS3.

Final Fantasy XIV: A Realm Reborn уже в продаже для PS3, PC и PS4. Рецензировались версии для PS3 и PC.