Война кормит войну кто сказал. «Народ, который не кормит свою армию, будет кормить армию врага» (Наполеон Бонапарт). Эскимосы и психи

«А у вас негров линчуют!» - в шутку считалось, что долгие советские годы эта фраза была универсальным ответом СССР на любую критику со стороны США. Межрасовые отношения в Соединенных Штатах действительно омрачены рядом проблем, однако за последние полвека в них достигнут впечатляющий прогресс. В том, как живут афроамериканцы и индейцы в США сегодня, разбирался корреспондент .

Почти Африка

Везде лишь черные лица, на стенах - фотографии с видами Африки, а в холле выдачи багажа - работы скульпторов Черного континента. Полное впечатление, что я оказался в Африке, хотя я лишь сошел с трапа в аэропорту Атланты, столицы штата Джорджия.

Атланта - совершенно особый город. Именно здесь, в сердце когда-то рабовладельческого Юга, родился знаменитый борец за права негров - Кинг. Сегодня, когда улица имени этого чернокожего пастора есть в любом американском городе, а его день рождения объявлен национальным праздником и нерабочим днем, квартал Мартина Лютера Кинга превратился в огромный мемориальный комплекс, сопоставимый по масштабам с музеем Ленина в Ульяновске.

На улице Оберн, где находится дом Лютера Кинга, можно проследить этапы борьбы чернокожих жителей квартала за свои права. Так, например, первоначально все магазины здесь принадлежали лишь белым, но постепенно стали появляться первые черные собственники. Сегодня мемориальные доски висят на первой «черной аптеке», закусочной и даже пожарной части, куда впервые были приняты на работу чернокожие работники.

В музее «ненасильственной борьбы с расизмом», расположенном рядом с одноименной мемориальной аллеей, можно посмотреть фильм о сегрегации на юге США в пятидесятых годах прошлого века. Вместе со мной фильм смотрела большая группа чернокожих школьников, в которую затесались и несколько белых учащихся. Толстая и очень веселая чернокожая учительница иногда комментировала особо интересные моменты. Узнав, что я журналист из России, преподавательница тотчас же прервала просмотр фильма. Школьники хором прокричали мне: «Привет, Игорь!» После чего мне пришлось прочитать небольшую лекцию о правах чернокожих на моей родине.

Выяснилось, что учащиеся прибыли на экскурсию в мемориал Мартина Лютера Кинга из соседней Алабамы. Как объяснила мне учительница Джессика, такие экскурсии стали нормой для многих школ юга США. По мнению Джессики, в крупных городах американского Юга открытый расизм уже фактически изжит, а вот в сельской глубинке отношения между черными и белыми по-прежнему достаточно напряженные.

«Сначала я нашла работу в сельской школе. Так вот, неподалеку от моего дома стали прогуливаться члены ку-клукс-клана, - рассказывает мне Джессика. - По закону они могут носить свои балахоны, но обязаны оставлять открытыми свои лица. Конечно же, суды Линча они уже не устраивают, но мне лично стало противно жить в окружении таких людей, и я вернулась к себе домой!»

В то же время, Джессика считает, что хоть городские белые никогда не допустят открытых расистских высказываний, «определенная настороженность к черным у них все-таки осталась». Увы, у такого «недоверия» белых есть определенное объяснение. Например, в Атланте, да и во многих других городах Юга США есть «черные районы», где белые могут ездить на машинах, но опасаются останавливаться даже на бензозаправках. Негры, составляющие всего 12 процентов населения США, совершают половину всех убийств и 54 процента ограблений.

Cтранная война на «Райских холмах»

Несколько иначе выглядят межрасовые проблемы на юго-западе США, например в Калифорнии. Основные противоречия здесь не между черными и белыми, а между черными и мексиканцами в беднейших кварталах городов. В Сан-Диего таким районом являются Райские Холмы, прозванные в народе «гангстерским раем». Здесь живет приблизительно равное количество черных и мексиканцев.

Фото: Robin Nelson / Globallookpress.com

Нельзя сказать, что «гангстерский рай» поразил меня своей нищетой. Вокруг вполне приличные по российским меркам дома. Впечатляют разве что замусоренные улицы и обилие толстяков - признак бедности в Америке. В других районах Сан-Диего на редких курильщиков прохожие смотрят с нескрываемым осуждением - здесь же дымят почти все, причем окурки бросают прямо на тротуар.

Обстановку в квартале я решил разведать в местной кофейне. Спрашиваю белую продавщицу, не опасно ли гулять по району. «Днем можно ходить без проблем. А вот вечером - не советую», - ничуть не удивившись моему вопросу, с улыбкой отвечает мне девушка. На всякий случай она поясняет, что белых здесь трогают не так часто. Проверять, так это или нет, мне почему-то не захотелось.

Впрочем, то, что в районе неспокойно, можно было заметить и по кофейне - точнее, по ее посетителям, сидящим за ноутбуками. Они почти поровну делились на черных и мексиканцев. Причем ни одной смешанной компании я не заметил. В гордом одиночестве сидел единственный белый клиент заведения: молодой человек в рваных джинсах, но с раскрашенным цилиндром на голове.

Я подсел поочередно к мексиканской и черной компаниям и поговорил с ними. «Черные считают, что это только их район. Наша молодежь сопротивляется. Оружие у нас носят в открытую, полиция уже и не пытается бороться с этим. Стычки происходят каждый вечер», - говорит мне бывший охранник, а ныне пенсионер Роберто. «Сейчас белые относятся к нам как к равным. Мексиканцы же и не скрывают, что считают нас черномазыми, людьми второго сорта», - приводит свои контраргументы сидящий всего в нескольких метрах от Роберто чернокожий Боб - безработный весом в 150 килограммов.

Пообщавшись с посетителями кофейни, я решил пройтись по местной торговой площади и тут же был остановлен продавцами контрабандных сигарет. Нелегальным бизнесом занимались два белых старика. Свой товар они закупают в соседней Мексике, а на родине продают по ценам вдвое ниже, чем в официальных магазинах. Чрезвычайно дружелюбные контрабандисты охотно объяснили мне, что местные белые держат в мексикано-негритянской войне нейтралитет, и поэтому к ним доброжелательно относятся оба меньшинства. «Большинство мексиканцев и черных - хорошие ребята. Когда-нибудь они помирятся друг с другом. Мы-то, белые, расизмом переболели, а они еще нет», - дипломатично заканчивают разговор мои новые приятели.

Справедливости ради стоит добавить, что мексиканско-негритянская напряженность ощущается лишь в низших слоях общества.Так, в том же Сан-Диего в кварталах среднего класса мексиканцы и афроамериканцы прекрасно уживаются друг с другом.

Но эта терпимость образованных американских мексиканцев, несомненно, перенята ими у местных белых. Так, в соседней Мексике и центральноамериканских странах (где тоже есть свои черные) расизм процветает не только среди бедноты. Американские путеводители советуют афроамериканцам быть к югу от границы как можно осторожнее и все время подчеркивать, что они не местные, а приезжие из США..

Компьютер изобрели негры

«Если честно, я не люблю возить черных. И дело даже не в том, что они часто требуют включить громкую музыку и начинают пританцовывать прямо в машине. Как правило, они гораздо требовательнее белых, им все время надо подчеркивать, что они хозяева, а я всего лишь таксист. Я понимаю, что на самом деле это всего лишь комплекс, эти люди просто страдают мнительностью и им кажется, что я отношусь к ним хуже, чем к белым клиентам, но мне от этого не легче! Конечно, такое случается далеко не всегда, например, почти идеальные клиенты - черные военные, но процент чрезмерно требовательных клиентов-негров все же выше, чем у белых», - поделился со мной своими проблемами русскоязычный таксист из Сан-Диего.

Мнительность черных мне приходилось наблюдать и лично. Так, однажды мой сосед сделал замечание негритянским подросткам, проявляющим подозрительную активность у автомобильной парковки, и тут же получил в ответ гневную отповедь: «Это потому что мы черные?!»

«Как-то ко мне пришел черный студент, жутко разгневанный тем, что я поставил ему четверку. В ходе разбирательства я случайно обмолвился, что когда проверял его работу, то не знал, кто из учащихся ее писал. И тут студента как подменили - он мгновенно перестал проявлять недовольство. Оказывается, он подозревал, что я снизил ему балл за цвет кожи!» - рассказывает мне знакомый профессор.

Неудивительно, что при таких комплексах черным просто необходимо было придумать свою особую версию африканской культуры. Меня, например, поразил музей Афроамериканской истории в Атланте. Из экспозиции следует, что родоначальниками черной цивилизации были древние египтяне. В музее представлены достижения современной цивилизации, изобретенные афроамериканцами. Это и телефон, и радио и даже один из вариантов компьютера - если честно, всего я просто не запомнил.

«Белым было выгодно представлять, что история черных началась лишь после того, как они оказались рабами в Америке. На самом деле вклад Африки в мировую культуру просто огромный! Не только Древний Египет, но и древний Израиль тесно связаны с черной Африкой. Просто история умышленно искажалась белыми учеными! То же самое повторилось, когда наши предки оказались в Америке. Белые начали нагло присваивать себе изобретения, сделанные чернокожими!» - убеждал меня сотрудник музея Майкл Макнели.

Резервация

«Не вторгаться! Нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены снова!» - увидел я огромный плакат на въезде в одну из индейских резерваций в Калифорнии. Пока я размышлял, стоит ли искушать судьбу, к моей машине подъехало четверо индейцев на квадроциклах. «А что, меня действительно могли застрелить?» - в полушутку спросил я, пытаясь разрядить обстановку. «Вполне. Мы вас ненавидим», - не моргнув глазом ответили неулыбчивые индейцы.

Согласно законам США, индейские племена пользуются широкими правами, о которых многие нацменьшинства могут только мечтать. Фактически, резервация - это государство в государстве. Для индейских бизнесменов действуют серьезные налоговые льготы, в резервациях есть собственная полиция и племенные суды. Американская политкорректность заходит настолько далеко, что даже само слово «индеец» в американских СМИ почти под запретом: его заменяет словосочетание «коренной американец».

Разрешение на открытие в резервациях казино (игорный бизнес запрещен в других регионах США), а также беспошлинная продажа сигарет - очень серьезная помощь правительства США аборигенам страны. Увы, несмотря на все эти льготы, индейцы по-прежнему не любят белых.

«Наше положение значительно хуже, чем у aфроамериканцев. Так, например, еще в начале XX века существовали индейцы-рабы. Для Соединенных Штатов мы до сих пор чужие. Приведу вам хотя бы один пример- операция по ликвидации Усамы бен Ладена носила кодовое имя "Джеронимо". А ведь Джеронимо - легендарный предводитель племени апачей, боровшегося с американскими войсками. Сравнение легендарного индейского лидера с террористом глубоко оскорбило всех индейцев! Это еще раз доказывает, что проблема коренных жителей Америки не решена и сегодня. Мы - чужие в этом государстве», - пытается объяснить мне нелюбовь к белым борец за права индейцев, писатель и кинорежиссер Чаг Лоури.

По мнению господина Лоури, открытия казино не могут решить индейскую проблему в корне. Сегодня свои игорные дома есть у 65 процентов племен. Однако лишь десять процентов получают достаточно доходов, чтобы распределять их между всеми членами племени.

Более того, по мнению индейского активиста, разрешение игорного бизнеса даже вредно. «В XIX веке белые пытались ассимилировать индейцев насильственно. Детей забирали в специальные интернаты, там ученикам запрещали говорить на родном языке и носить национальную одежду. А за провинности сажали на цепь и кормили лишь хлебом с водой. Сопротивлявшихся колонизаторам индейцев убивали, а коллаборационистов приучали к "огненной воде". Теперь же нас пытаются лишить самобытности более изощренными методами. Игорный бизнес глубоко чужд индейской культуре, он развращает аборигенов Америки», - убеждает меня индейский писатель.

«Не пей за рулем!»

Индейский активист объяснил мне, что наиболее крупные резервации открыты для туристов, и по его совету я побывал в резервации Навахо в Аризоне. Площадь резервации, которую индейцы гордо называют Нация Навахо (и очень обижаются, когда их считают племенем), больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.

Первое, что поразило меня в «стране индейцев» - так этот уголок называют в Аризоне, - это весьма необычные для Америки надписи на придорожных билбордах вроде «Не пей за рулем!». Сегодня во всех индейских резервациях действует жесткий сухой закон, а здания наиболее внушительных размеров - центры по реабилитации алкоголиков и наркоманов.

После обычных районов США мне показалось, что я оказался в какой-то стране третьего мира. Местный бизнес в основном представлен магазинчиками по продаже индейских сувениров и высушенного по индейским рецептам мяса - джерки.

Торговля идет в грубых, наскоро сколоченных сарайчиках или же просто на выставленных вдоль дорог табуретках. Приблизительно такие же базарчики мне приходилось видеть в сегодняшнем Таджикистане или же России начала 90-х. Белые не спешат покупать однообразные поделки, и если торговцу удается заработать за день десять долларов, это считается удачей.

Асфальтовая дорога связывает лишь наиболее крупные населенные пункты резервации, до мелких же деревушек приходится добираться по проселочным. Электричество и водопровод проложены лишь в основные поселки. Многие индейцы предпочитают жить на отдаленных фермах в пустыне - в таких домах нет ни света, ни воды.

Эскимосы и психи

«Севернее 60-й параллели у нас живут только эскимосы, индейцы и психи»,- шутят в Канаде. Эту шутку вполне можно применить и к обитателям аляскинского буша. Так здесь называют труднодоступные районы, не связанные с «цивилизацией» автомобильными и железнодорожными магистралями. Добраться туда можно лишь по воздуху или по реке.

В отличие от «обычной» Аляски, американский комфорт так и не пришел в эту часть США. Когда-то русские переселенцы научили аборигенов строить дома, и в отдаленных деревушках аляскинского буша и сегодня преобладают классические сибирские избы. Водопровод здесь считается предметом роскоши, а туалеты на улице - обычным явлением. Паровое отопление также отсутствует, и людей выручает классическая русская печь.

Положение местных аборигенов хуже, чем у коренных жителей «цивилизованной» Америки. Дело в том, что аборигены живут в небольших (несколько сот человек) деревушках, практически не связанных с «большим миром». Небоскребы, великолепные дороги, шикарные магазины - все это они видели лишь по телевизору. Их мир совсем другой: несколько десятков изб, сельский клуб, магазин с минимальным набором продуктов и бескрайняя тайга.

Большинство индейцев бывали в ближайшем районном центре (несколько тысяч населения, один McDonald"s, пара ресторанов и бензоколонка), но никогда не видели не только больших американских городов, но даже единственного относительно крупного на Аляске города - Анкориджа.

Да, конечно же, в любой такой деревушке есть вполне неплохая школа, но этого все же недостаточно, чтобы реально приспособить аборигенов к современной американской жизни. Сейчас на Аляске действует множество программ помощи аборигенам. На всех магазинах в национальных селах висят плакаты с телефонами центра, куда можно обратиться людям с психологическими и алкогольными проблемами. Мне даже удалось прочитать написанную в тюрьме книгу эскимосского автора, угодившего за решетку из-за проблем с алкоголем. Основная идея произведения состоит в том, что алкоголизм и, как следствие, преступность коренных народов Аляски связаны с тем, что подсознательно они по-прежнему ощущают себя хуже белых. Автор призывает не стыдиться самих себя и гордиться своей культурой.

Ассимиляция или изоляция?

На то, как нужно решать проблемы коренных жителей США, в Америке есть две прямо противоположные точки зрения.

«Я добиваюсь, чтобы индейцы вернулись к своему традиционному образу жизни - занимались охотой, рыбалкой, говорили на родном языке, поклонялись своим, а не чужим богам. Когда мы сумеем возродить наши традиции, то исчезнут и такие страшные для наших народов проблемы, как алкоголизм, наркомания, безработица», - рассказывает мне господин Лоури. Определенных успехов этот стихийный последователь Руссо уже достиг - так, ему удалось убедить калифорнийские власти сломать плотины на некоторых реках, что позволило индейцам вновь заняться рыболовством.

Самое интересное, что, несмотря на некую кажущуюся наивность суждений писателя, этот путь уже активно используется в некоторых странах. Например, в Австралии уже отчаялись цивилизовать аборигенов. Теперь их, напротив, всячески стимулируют жить вдали от белых, точно так же, как делали их предки. Единственные отличия от прошлого: ружья вместо луков и моторные лодки вместо пирог.

Противники же «культурного многообразия мира» задаются вопросом, а хотят ли сохранять традиционный, почти первобытный уклад сами аборигены? Выходец из индейского поселка профессор Калифорнийского университета Пол Ховард пришел на встречу со мной с переведенной на английский книгой Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».

«Как я понял из этой интереснейшей книги, русские относились к своим аборигенам гораздо терпимее, чем белые американцы к индейцам» - сразу же после приветствия без обиняков заявил господин Ховард. По мнению этого ассимилированного индейца, резервация похожа на засасывающее болото. Хотя теоретически любой индеец может спокойно из нее уехать, на практике сделать это непросто из-за культурной пропасти между коренными жителями Америки и белыми.

Например, профессор утверждает, что хоть индейский мальчик и может на автобусе каждый день ездить в белую школу, но там сверстники будут на него смотреть, как на маленького грязного дикаря. «На сегодняшний день для индейца есть, по сути, только один способ вырваться из этой трясины - уйти в армию. Наше спасение - отнюдь не в изоляции, а наоборот, в ассимиляции», - в сердцах заключает профессор.

Перспективы

Итак, очевидно, что за последние 50 лет в США достигнуты очень большие успехи в преодолении межрасовых противоречий. Исчезла не только прямая дискриминация как черных, так и индейцев, но в обществе считаются крайне неприличными любые расистские высказывания. Практически, все американцы сегодня уверены, что люди должны быть равны вне зависимости от цвета кожи.

Но проблема перешла в другую плоскость. Более низкий уровень образования афроамериканцев и индейцев приводит к тому, что они живут гораздо беднее белых. Это порождает комплексы и как следствие высокий уровень преступности среди афроамериканцев и алкоголизм среди индейцев.

«Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: "Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными"», - заявил Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи «У меня есть мечта». Сегодня эта часть мечты знаменитого борца за права чернокожих, несомненно, достигнута. Но афроамериканский проповедник также хотел, чтобы сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев могли сидеть вместе за братским столом. Увы, пока это страстное желание Мартина Лютера Кинга стало реальностью лишь частично, и чтобы оно полностью воплотилось в жизнь, требуется не одно десятилетие.

Выражение, вынесенное мною в заголовок, принадлежит Валленштайну - известному полководцу, наемнику и авантюристу. Бедный потомок древнего дворянского рода не только ввязался в небольшую заварушку между Евангелической унией и Католической лигой, но и был одним из тех, кто превратил ее в Тридцатилетнюю войну.

Эта война стала настоящей кровавой бойней. В одной только Германии погибло более пяти миллионов человек, некоторые области ее обезлюдели полностью. По оценкам экспертов, Европа более века восстанавливала понесенные за эти годы потери. Зачем Валленштайн развязал ее? Не просто так, разумеется. Он стал одним из богатейших и влиятельнейших людей не только родной Австрии, но и всего мира. Сотни гектаров земли, огромные денежные средства, звание имперского князя и герцога - все это авантюрист получил за короткие сроки, щедро оплатив чужой кровью и страданиями.

Впоследствии эта история повторялась не раз и не два. Менялись действующие лица, менялись время и место действия, но суть оставалась прежней. Не буду сейчас перечислять всех тех, кто обогатился на двух мировых войнах и всевозможных «локальных конфликтах», а перейду сразу к новейшей мировой истории.

Афганистан ежегодно съедает миллионы долларов и сотни жизней, направляемых США на «борьбу с терроризмом». Эта борьба вроде бы не утихает ни на минуту, но почему-то не дает никаких результатов. Террористов не становится меньше, взрывы и стрельба стали частью повседневной жизни. Но как же так? Почему огромная американская военная машина не может победить горстку крестьян со старыми калашами? Откуда террористы берут средства и силы на эту бесконечную войну?

Ответ на этот вопрос можно найти в докладе «Контракты с врагом», опубликованном на днях Генеральной инспекцией по восстановлению Афганистана. Ключевые моменты доклада можно прочитать . Для тех, кто плохо владеет английским, изложу самую суть этого ошеломляющего текста:

Только в прошлом году США потратило на «восстановление Афганистана» 1,7 миллиардов долларов. При этом расходование 80% этих средств никак не контролировалось. Они скорее всего ушли подрядчикам, прямо или косвенно связанным с повстанцами. То есть людям, крайне заинтересованным в нанесении вреда американцам.

Расклад получается весьма циничный. Американские налогоплательщики из своих карманов оплачивают «борьбу с терроризмом». Немалую часть этих денег растаскивают по карманам всевозможные мошенники и авантюристы, эдакие современные Валленштайны. Кроме того, эти же налогоплательщики через длинную цепь посредников финансируют и самих террористов. И хотя большая часть долларов расползается по карманам посредников, но кое-что из этих миллиардов все же доходит до незамысловатых парней, готовых за скромный прайс стрелять, взрывать и резать.

Простые люди платят огромные налоги, рискуют жизнью и здоровьем, страдают, умирают. Любители повоевать чужими руками зарабатывают миллиарды и герцогские титулы. Несмотря на все вопли о демократии и прогрессе эта печальная картинка совершенно не изменилась со времен Альбрехта Венцеля Эусебиуса фон Валленштейна.

Война все так же кормит войну. Нами.

      Никто не поверил бы в последние годы девятнадцатого столетия, что за всем происходящим на Земле зорко и внимательно следят существа более развитые, чем человек, хотя такие же смертные, как и он; что в то время, как люди занимались своими делами, их исследовали и изучали, может быть, так же тщательно, как человек в микроскоп изучает эфемерных тварей, кишащих и размножающихся в капле воды. С бесконечным самодовольством сновали люди по всему земному шару, занятые своими делишками, уверенные в своей власти над материей.
      Г. Уэллс «Война миров
      Быть может, наш удел таков:
      из века в век, из года в год
      плодить забывчивый народ
      и тупо множить дураков?
      Лерман О.М.
      Мы – послушные куклы в руках у творца!
      Это сказано мною не ради словца.
      Нас по сцене всевышний на ниточках водит
      И пихает в сундук, доведя до конца.
      Омар Хайям «Рубайи»

Во все времена человек убивал и калечил себе подобных, причем масштабы этих деяний разрастались по мере увеличения численности населения Земли. Даже на заре существования человечества, если верить результатам археологических раскопок, происходили вооруженные столкновения между племенами троглодитов.

Уже в первом тысячелетии до новой эры войны между государствами могли длиться десятилетиями и уносили жизни десятков тысяч людей. Наиболее крупными вооруженными конфликтами того времени были войны Новоассирийского царства (вторая половина 8–7 века до н.э.), завоевательные войны Кира II (550–529 гг. до н.э.), греко-персидские войны (500–449 гг. до н.э.), Пелопонесская война (431–404 гг. до н.э.), завоевательные походы Александра Македонского (334–323 гг. до н. э.), Пунические войны (264–146 гг. до н.э.), Галльские войны Цезаря (58–51 гг. до н.э.) и др.

Ситуация не изменилась и в новом веке. И здесь вооруженные столкновения между государствами или их коалициями могли длиться десятки или даже сотни лет. Наиболее известными были войны Старого света: Реконкиста (718–1492 гг.), Крестовые походы (1097 – 1272 гг.), Столетняя война (1337–1453 гг.), Итальянские войны (1494–1559 гг.), Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.), Война за испанское наследство (1701–1714 гг.), Семилетняя война (1756–1763 гг.), войны, которые вела сначала Французская республика,. а затем Империя (1792 – 1814 гг.) и др. Наконец, в двадцатом веке войны, названные мировыми (1914–1918 и 1939–1945 гг.), охватили сразу нескольких континентов.

Особой жестокостью, а потому и большим количеством жертв, особенно среди мирного населения, отличались гражданские и религиозные войны, которые шли преимущественно на территории одной страны: Гуситские войны в Богемии (1420 — 1434 гг.), война Алой и Белой розы в Англии (1455–1485 гг.), Гугенотские войны во Франции (1562–1598 гг.), гражданская война в Англии (1639–1652 гг.), Великая Французская революция (1789 – 1994 гг.), гражданская война в США (1861-1865 гг.), Гражданская война в России (1918–1922 гг.), гражданская войне в Испании (1936-1939 гг.) и др.

По оценкам ученых, за последние шесть тысяч лет на Земле произошло около 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. человек, а ранено или искалечено в 3 – 5 раз больше. Наиболее крупные потери понесло человечество в ходе Первой (более 9 млн. человек) и Второй (более 50 млн. человек) мировых войн.

Войны сопровождались беспрецедентным уничтожением и расхищением материальных и культурных ценностей. Принцип, который цинично сформулировал Наполеон Бонапарт, а именно: «Война должна кормить себя сама» — реализовался во все времена и на всех территориях. Уничтожение мирного населения, например, с целью устранения будущих мстителей также было нормой военного времени. Свидетельство этого можно найти (Числа, гл. 31), например, даже в источниках библейских времен:

«1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. Отомсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему…
7. И пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
8. И вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских и Валаама, сына Веорова, убили мечом.
10. и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем;
12. и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Элеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.
14. И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны.
15. И сказал им Моисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин?
17. Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте…»

Заметим, что в последнем случае инициатором массового убийства выступал Бог(?).

Войны приводят не только к гибели и физическим травмам людей, в их результате страдают и перекраиваются человечески судьбы из-за потерь имущества, друзей, дальних и близких родственников.

Трагизм ситуации состоит в том, что весь этот сонм несчастий человек вроде бы как сознательно навлекает на себя. Осмыслить эту дикую несообразность мыслители пытались неоднократно. В результате появилось много различных теорий, объясняющих причины возникновение войн.

По большому счету основные теории происхождения войн можно условно разбить на три группы. Первая группа теорий, по существу, связывает возникновение войн с «дурной» человеческой природой, склонностью мужской части населения к насилию, которая находит наилучший выход на полях сражения. Приверженцами такой позиции являлись, например, Фукидид, З. Фрейд, Э.Ф.М. Дарбен, Дж. Баулби. Сюда же, наверное, можно отнести и позицию Н. Энджела, С. Стречи, Дж. Дьюи, которые связывали происхождение войны с антагонизмом национальных и общечеловеческих интересов.

Вторая группа теорий объясняет возникновение войн борьбой за обладание каким-то ресурсом (территорией, имуществом, женщиной и др.), обычно ограниченным. Такого мнения придерживались, например, К. Лоренц, Т.Р. Мальтус, К. Хаусхофер, Дж. Киффер. В биологии эта борьба носит название конкуренции, внутривидовой или межвидовой.

Наконец, существует мнение, что войны возникают по воле Бога или богов. Библию (Ветхий завет) можно считаться наилучшим подтверждением этой позиции. Например, в Ветхом завете в Книге пророка Исайи говорится: «Господь творит все, что хочет».

Помимо войн вся человеческая история насыщена также различного рода конфликтами и столкновениями, которые, как правило, ограничены территорией одного государства. Они могут быть политическими, экономическими, национальными, классовыми, религиозными, этническими, и др. Совсем не обязательно, чтобы они выливались в вооруженные столкновения или в крупномасштабные военные действия, однако, как и войны, конфликты приводят к утрате или переделу собственности, разрушению семей, катастрофическому изменению человеческих судеб и т.д.

Особенно многочисленны внутригосударственные конфликты этнического характера. Такие конфликты характерны, прежде всего, для многонациональных государств, которых в настоящее время в мире насчитывается около шестидесяти, и для государств, в которых есть заметные по численности национальные меньшинства (их тоже около шестидесяти). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда.

Наиболее распространены конфликты на национальной почве в Африке, поскольку этнический состав этого континента отличается большой сложностью: этнографы выделяют здесь 300-500 народов (этносов). Однако и в развитых государствах этнические конфликты по-прежнему полностью не устранены. Такие конфликты в течение многих десятилетий проявляют себя, например, в Испании (проблема автономии басков), Бельгии (конфликты между фламандцами и валлонами), Канаде (столкновения франкоязычной и англоязычной групп населения), США (проблема индейских племен) и др.

Интересно, что многие специалисты в области конфликтов достаточно часто связывают их возникновение с «дурным» характером человека. Так, по мнению Л. Козера (США) обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов, что приводит к напряженности, выливающейся в конфликт. К. Боулдинг (США) считает, что стремление к борьбе с себе подобными и к эскалации насилия лежит в природе человека, поэтому конфликт неотделим от общественной жизни.

Библейские источники (Первая книга Моисеева, Бытие, 11:5-9) видят причины возникновения этнического разнообразия, и, следовательно, национальных конфликтов, в божественной воле. Потомки Ноя, которые были единым народом, решили построить башню «высотой до самых небес». Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Получается и здесь Бог был причастен к возникшим в дальнейшем раздорам и кровавым конфликтам среди людей.

analitic в Война кормит войну

Выражение, вынесенное мною в заголовок, принадлежит Валленштайну - известному полководцу, наемнику и авантюристу. Бедный потомок древнего дворянского рода не только ввязался в небольшую заварушку между Евангелической унией и Католической лигой, но и был одним из тех, кто превратил ее в Тридцатилетнюю войну.

Эта война стала настоящей кровавой бойней. В одной только Германии погибло более пяти миллионов человек, некоторые области ее обезлюдели полностью. По оценкам экспертов, Европа более века восстанавливала понесенные за эти годы потери. Зачем Валленштайн развязал ее? Не просто так, разумеется. Он стал одним из богатейших и влиятельнейших людей не только родной Австрии, но и всего мира. Сотни гектаров земли, огромные денежные средства, звание имперского князя и герцога - все это авантюрист получил за короткие сроки, щедро оплатив чужой кровью и страданиями.

Впоследствии эта история повторялась не раз и не два. Менялись действующие лица, менялись время и место действия, но суть оставалась прежней. Не буду сейчас перечислять всех тех, кто обогатился на двух мировых войнах и всевозможных «локальных конфликтах», а перейду сразу к новейшей мировой истории.

Афганистан ежегодно съедает миллионы долларов и сотни жизней, направляемых США на «борьбу с терроризмом». Эта борьба вроде бы не утихает ни на минуту, но почему-то не дает никаких результатов. Террористов не становится меньше, взрывы и стрельба стали частью повседневной жизни. Но как же так? Почему огромная американская военная машина не может победить горстку крестьян со старыми калашами? Откуда террористы берут средства и силы на эту бесконечную войну?

Ответ на этот вопрос можно найти в докладе «Контракты с врагом», опубликованном на днях Генеральной инспекцией по восстановлению Афганистана. Ключевые моменты доклада можно прочитать . Для тех, кто плохо владеет английским, изложу самую суть этого ошеломляющего текста:

Только в прошлом году США потратило на «восстановление Афганистана» 1,7 миллиардов долларов. При этом расходование 80% этих средств никак не контролировалось. Они скорее всего ушли подрядчикам, прямо или косвенно связанным с повстанцами. То есть людям, крайне заинтересованным в нанесении вреда американцам.

Расклад получается весьма циничный. Американские налогоплательщики из своих карманов оплачивают «борьбу с терроризмом». Немалую часть этих денег растаскивают по карманам всевозможные мошенники и авантюристы, эдакие современные Валленштайны. Кроме того, эти же налогоплательщики через длинную цепь посредников финансируют и самих террористов. И хотя большая часть долларов расползается по карманам посредников, но кое-что из этих миллиардов все же доходит до незамысловатых парней, готовых за скромный прайс стрелять, взрывать и резать.

Простые люди платят огромные налоги, рискуют жизнью и здоровьем, страдают, умирают. Любители повоевать чужими руками зарабатывают миллиарды и герцогские титулы. Несмотря на все вопли о демократии и прогрессе эта печальная картинка совершенно не изменилась со времен Альбрехта Венцеля Эусебиуса фон Валленштейна.

Война все так же кормит войну. Нами.