Пропаганда в годы великой отечественной войны. Как работала советская пропаганда в годы великой отечественной войны Пропаганда вов

Глава 1. Материальная и кадровая база советской пропаганды 1. Пропаганда: сущность и основные категории 2. Институциональное измерение пропаганды 3. Ресурсы и кадры советской пропаганды

Глава 2. Пропагандистские формы и образы 1. Механизмы, формы и методы пропагандистской работы 2. Основные пропагандистские образы и символы 3. Патриотическая пропаганда - центральное направление идеологической работы

Глава 3. Военная пропаганда: успехи и провалы 1. Эффективность советской пропаганды в годы войны 2. Просчеты пропагандистской работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Советско-партийная пропаганда периода Великой Отечественной войны как проблема историко-политического анализа 2005 год, кандидат исторических наук Галимуллина, Надия Мидхатовна

  • Деятельность органов пропаганды и агитации в тыловых районах Европейской части РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2010 год, кандидат исторических наук Смирнова, Марина Васильевна

  • Печать периода Великой Отечественной войны на территории Курской области 2010 год, кандидат исторических наук Бормотова, Александра Руменовна

  • Военно-патриотическая печатная пропаганда в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны 2005 год, кандидат исторических наук Срибная, Татьяна Александровна

  • Функционирование средств массовой информации Воронежской области в годы Великой Отечественной войны 2010 год, кандидат исторических наук Головченко, Екатерина Ивановна

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.

Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.

Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.

Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.

Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов - это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях , чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.

Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.

В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.

Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.

30.06.2013 12:57

В войну для психологического разложения советских войск в огромном количестве и ассортименте изготавливались фашистские пропагандистские листовки. В ГАОПИ Воронежской области есть примеры окопных листовок.

Наполеон говорил: «Четыре газеты могут принести врагу больше зла, чем целая армия». Это утверждение в полной мере применимо к событиям Второй мировой войны

Пропаганда и агитация в этой информационной борьбе сыграли решающую роль. Необходимо было подготовить армию и мирное население к ведению тяжелой, кровопролитной войны. Не менее важно было воздействовать на противника с целью снизить боевой дух, заставить отказаться от борьбы, склонить к сдаче в плен. В ход шли плакаты, листовки, радиограммы, аудиотрансляции на вражеские окопы.

К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках на Восточном фронте было сформировано 19 рот пропаганды и шесть взводов корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей, сотрудники полевых типографий, специалисты по изданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок.

Искусство нацистской пропаганды строилось на принципах, которые озвучил сам Гитлер:

- «пропаганда должна обращаться только к массе»;

– «пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум»;

– «излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов»;

– «чтобы лжи поверили, необходимо ее пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом».

«Всякая пропаганда, — писал Гитлер, - должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственный самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать.

Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны стали немецкие пропагандистские листовки. Их изготавливали в огромном количестве и ассортименте. Печатали их на простой газетной бумаге, в черно белом исполнении. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своем дневнике в июне 1941 года: «Около 50 млн. листовок для Красной Армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…»

Первоначально листовки изготавливались централизованно в Германии, однако по мере продвижения германских войск в глубь советской территории их производство было налажено непосредственно в войсках, а также на трофейных советских типографиях. Листовки было удобно разбрасывать с самолетов над позициями противника, а диверсантам - переносить на себе за линию фронта. Характерная особенность «окопных» листовок: практически все они служили одновременно пропуском для добровольного перехода бойцов и командиров Красной Армии на сторону германских войск. Текст пропуска на русском и немецком языках особо очерчивали в листовке.

В фондах Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области есть примеры окопных листовок. Одна из них гласит:

«Мы знаем, что ты насильно призван! Мы знаем, что ты недостаточно обучен! Мы знаем, что ты не обмундирован! Мы знаем, что тебя плохо кормят! Ты знаешь, что у нас ты будешь жить беззаботно, у нас будешь иметь работу и хлеб, у нас ты не будешь репрессирован, у нас по воскресеньям ты будешь свободен и сможешь побывать в церкви! Ты знаешь, что тебе под покровительством немцев жилось гораздо лучше, чем тебе живется теперь в Красной армии!

Не бойся, что ты еще не обмундирован, но уже имеешь оружие в руках! Не бойся, мы тебя не тронем! Воспользуйся пропуском и переходи к нам! У нас тебе обеспечено культурное обращение и хорошие условия жизни! Ты сможешь остаться на Родине, если ты не предпочтешь по собственному желанию, стать на работу в другом месте. Ты, наверно, останешься в живых под Германским покровительством!»

Также в нашем архиве сохранилась окопная немецкая газета. Она состоит из фотоиллюстраций и коротеньких предложений, которые повествуют, как славно живется советским солдатам в немецком плену:

«Ваша работа – легка и полезна! В свободное время – музыка! В Германии неограниченные запасы продовольствия, поэтому никто из перешедших к германским войскам не будет голодать! И командному составу хорошо живется в плену! Даже сын Сталина, старший лейтенант Яков Джугашвили, бросил это бессмысленное сопротивление! Боец Красной армии! Переходи и ты к Германским войскам, как твои товарищи здесь! Тогда и для тебя война будет окончена!»

Как видно, часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные, условия содержания до конца войны. Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (сына Сталина Якова, сына Хрущёва – Леонида, крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

Пропаганда била по живому. Голодным, уставшим от войны людям предлагали немедленный мир и тарелку супа в придачу.

А что же советская контрпропаганда? Надо признать, что в первые месяцы войны командование Красной Армии оказалось не готовым к активной работе против пропаганды нацистов. Более того, некоторые советские политработники вообще не считали нужным этого делать. Явная недооценка опасности немецкой «пропаганды разложения» позволила немцам на начальном этапе войны захватить инициативу. Первые ошеломительные успехи Вермахта подорвали у многих бойцов и командиров Красной Армии веру в возможность победы над Германией.

Однако уже с зимы 1942 года, после разгрома фашистов под Москвой, советская контрпропаганда приняла активный наступательный характер.

Периодическая печать была ведущей формой советской пропаганды, потому что отражала не только точку зрения официальной власти, но и массовые настроения. Сформированный советской пропагандой образ врага в лице Германии, явился важным фактором ведения войны. Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. Это было связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность, сделать так, чтобы немецкий солдат не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. В таких материалах сильны мотивы мести, защиты своей Родины, своего дома.

Почти в каждом военном номере воронежской газеты «Коммуна» есть рубрики «Помни и отомсти» или «Зверства немецко-фашистских мерзавцев»:

«Кровавую расправу чинят гитлеровцы над мирным населением захваченных ими районов. Тысячи ни в чем не повинных людей расстреливают. Многих отправляют на каторжные работы в Германию. Девушек немцы силой сгоняют в публичные дома. В Двинске гитлеровцы выводили женщин и детей за город и заставляли рыть себе могилу. В городе Пушкино жители ограблены дочиста. У них ничего не осталось, жители умирают от голода».

В пропагандистских целях широко использовались военные успехи. В сообщениях Совинформбюро ежедневно подробно рассказывалось об удачных действиях советских подразделений, перечислялись едва ли не все населённые пункты, отбитые у врага. Большое внимание уделялось описанию потерь противника, практиковался пересказ показаний мнимых пленных-»очевидцев» о низком боевом духе неприятеля.

Публиковались материалы о подвигах советских людей на фронте и в тылу.

«Добровольно перешедший на нашу сторону ефрейтор немецкой армии чех Карл Гардина рассказал о многих преступлениях немецких палачей, свидетелем которых ему довелось быть. Детям немцы впрыскивают под кожу яд, чтобы меньше расходовать патроны. Дети погибают в страшных мучениях. Все, что я рассказываю, я видел своими глазами, - говорит перебежчик. Я перешел к вам потому, что не хочу больше драться за чужое мне дело!»

Важным элементом пропаганды было опровержение слухов, которые распускал противник. Вот отрывок статьи из газеты «Коммуна»:

«Немцы на весь мир прославились как первостепенные брехуны. Но в последнее время немцы настолько заврались и запутались в своих ложных «военных сообщениях», что перестали даже называть какие-либо цифры потерь противника, а попросту перечисляют десятки взбредших им в голову номеров дивизий Красной Армии, якобы уничтоженных в боях на Советско-германском фронте».

Вторая мировая война – одно из наиболее значительных событий истории Она кардинально изменила образ современного мира. Старая концепция пропаганды переродилась в нечто новое. Многие приемы воздействия на массовую аудиторию получили широкое распространение и в наше время.

В XXI веке ни одно государство не в состоянии обеспечить свою безопасность, опираясь только на военную мощь. Вооруженные силы развитых государств имеют в своем составе специальные структуры, отвечающие за информационно-психологическое воздействие на военнослужащих и население противника. В ФРГ такая структура представлена органами оперативной информации, в Великобритании и Италии - психологических операций, в Китае - пропаганды среди войск и населения противника.

Но наиболее мощным аппаратом ведения информационной войны обладают США. Высокую эффективность данной структуры можно объяснить повышенным вниманием руководства страны, современным техническим оснащением, а также богатым опытом, полученным в ходе многочисленных войн и вооруженных конфликтов – в Корее, Вьетнаме, на Балканах, в Афганистане, Ираке, Ливии.

США постоянно совершенствуют формы и методы психологического воздействия. Например, потерпев серию неудач в ходе военных операций, американское командование решило добиваться своих целей не «огнем и мечом», а путем «завоевания сердец и умов» простых афганцев. Для этого были организованы мобильные группы гражданских специалистов, которые под охраной воинских подразделений занимались восстановлением коммуникаций и инфраструктуры, оказывали помощь местному населению и содействовали стабилизации обстановки в стране.

Не менее яркий пример – операция «Свобода Ираку». Как доселе спокойная и процветающая страна вдруг стала точкой приложения разнонаправленных сил? С самого начала, чтобы расположить к себе мировое сообщество, Пентагон сделал упор на целенаправленную работу со СМИ. В целях достижения ее поддержки мировым сообществом Пентагон основной упор сделал на целенаправленную работу с представителями СМИ. Эксклюзивные права на освещение боевых действий были предоставлены мощным информационным ресурсам - агентствам Си-эн-эн и Би-би-си.

Журналисты «прикреплялись» к подразделениям, участвовавшим в боевых действиях Расчет делался на то, что лучшие репортеры Америки, преодолевающие тяготы и лишения боевых действии вместе с солдатами, не смогут критически отозваться о своих «сослуживцах». Всего к боевым частям и подразделениям американской армии были направлены 662 журналиста, еще 95 находились в британских подразделениях.

Эффективность этого решения подтвердилась в первые дни операции, когда в режиме on-line можно было наблюдать кадры наступления коалиционных войск с телекамер, установленных на американских танках. Данная форма участия журналистов в военных действиях позволила, по оценкам западных специалистов, добиться существенной поддержки операции со стороны общественности стран коалиции.

Во XXI веке информационные войны вышли на качественно новый уровень. Наряду с традиционными методами, представленными печатью, пропагандой, устной агитацией, теле- и радиовещанием, стали активно использовать современные технологии социальных медиасетей (Египет, Ливия, Сирия). Это позволило значительно повысить степень эффективности информационно-психологического воздействия стратегического уровня.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ The Ducktators | World War 2 Era Propaganda Cartoon | 1942

    ✪ Мифы о великой войне. "Советские герои - выдумка пропаганды"

    ✪ Неудобные вопросы Второй мировой войны (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)

    ✪ Первая мировая война и как работала пропаганда

    ✪ Ленд лиз, вторая мировая война, опровержение мифов пропаганды СССР

    В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие добольшевистской России , прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия , в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса . Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны , были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев - Александра Невского , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , Ф. Ф. Ушакова , П. С. Нахимова . В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа.

    Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь . В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха . О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской» .

    Враги в пропагандистских материалах

    Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника - сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

    Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма «Два бойца » (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

    Контрпропаганда

    Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника. В Великую Отечественную войну частым объектом контрпропаганды служил образ министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса (тогда же возникло идеологическое клише «геббельсовская пропаганда»).

    Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.

    Пропаганда в нейтральных государствах

    Пропаганда «в стане врага»

    Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы (листовки , которые также служили и «пропуском» в плен) . Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

    Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» - предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций - таких как «Русская освободительная армия » или «Свободная Германия ».

    Пропаганда, посвящённая союзникам

    В силу сложившихся обстоятельств, Вторая мировая война оставила особый пласт пропагандистских материалов - посвящённый союзникам [ ] . На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были забыты. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы о народах-братьях, общей борьбе за мир и свободу. Весьма примечательно, что пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «союзнической» пропагандой, после войны молниеносно оказались вновь востребованными, а плакат, на котором русский лётчик пожимает руку британскому в небе над Германией, стал восприниматься [кем? ] скорее как странный.

    • «Джеймс Кеннеди» - советская песня о британских союзниках

    Известные произведения

    Пропаганда союзников

    Вторая мировая война является одним из самых ярких примеров репрезентации образа врага в пропагандистских компаниях. От того как политики и их пропагандисты могли изобразить своих главных военных, политических и идеологических противников, намеренно исказить их образ, подчеркнуть негативные черты этого образа, мотивировать обычного человека на защиту не только интересов своей страны, но и определённой идеологии, зависели судьбы государств и народов, а также будущее всего человечества. Не являются исключением в этом плане и пропагандистские кампании союзников по антигитлеровской коалиции , в которых плакаты активно использовались в качестве основного инструмента визуализации вражеского образа.

    При анализе визуального отображения образа врага в пропаганде союзников, выделяются следующие черты:

    • Зооморфный образ врага, в особенности правящей верхушки нацистов. Эта особенность присуща большому числу советских плакатов времен Великой Отечественной войны и направлена на создание у гражданина СССР и бойца Красной Армии чувства отвращения к Гитлеру и нацистам. Эти приемы должны было привести к широкому восприятию оккупантов как зверей, неспособных на человечность. Тем самым оправдывалось отношение к захватчикам как к нелюдям, пресекалось всякое сочувствие к врагу.
    • Масштаб объекта в кадре - преувеличение и преуменьшение тех или иных элементов. Данная особенность характерна для практически любой визуальной пропаганды. Художники-пропагандисты показывали ту или иную сторону в конфликте преувеличенно сильной либо слишком ослабленной. Преувеличивались и преуменьшались личности (изображение сгорбленного карлика-Гитлера и огромного бойца рядом с ним), объекты (техника, вооружение) и географические величины (размер страны мог быть скорректирован, чтобы вселить в солдата ощущение скорой победы).
    • Особый акцент на больших потерях врага. Враг на пропагандистских плакатах часто изображался либо уже поверженным, либо близким к поражению.
    • Использование цветового контраста. Помимо масштаба, в визуальном отображении элементов образа врага учитывалась и цветовая палитра. Так, в контрасте с яркими (красными, белыми) союзными войсками, вражеские силы и персоналии чаще всего были затемнены и исполнены в темных тонах.
    • Присутствие исторических аллегорий и обращение к прошлому историческому опыту. Одним из ключевых приемов, используемых пропагандистами союзников для уничижения образа главного противника, являлось приравнивание его к уже поверженным врагам из прошлого страны. Проводя параллели между современными захватчиками и потерпевшими поражение историческими соперниками, пропагандисты стремились вызвать у человека мощный подъём патриотических чувств, возродить в его сознании миф об исторически обусловленной невозможности осуществления вражеских планов. [ ]
    • В пропаганде США и Великобритании активно использовался образ христианства как религии, противостоящей фашизму. В данном случае “добро”, представленное западными союзниками, стояло на защите христианского гуманизма от посягательств "сил зла” (германского нацизма). В основе данной плакатной тематики лежит утверждение о том, что нацисты, совершившие столько преступлений против народов мира и замышлявшие еще большие злодеяния, никак не могут быть признаны христианами. Можно заметить, что образ битвы добра и зла в христианстве переносится на схватку западных демократий и нацизма. Так, на британском плакате времен войны изображен христианский крест , противопоставленный нацистской свастике . При этом, крест свастику (которая изображена меньшей по размеру) заслоняет, донося до зрителя мысль о том, что христианство обязательно победит в этом глобальном противостоянии с нацизмом. Плакат должен был оказать воздействие на верующих в Бога солдат, показав им, что нацизм приравнивается к антихристу , несет миру лишь зло, и поэтому должен быть побежден во имя христианской веры. Американский плакат 1943 г., созданный Томасом Хартом Бентоном, также апеллирует к схватке христианства с «мировым злом». Плакатом “Снова!” автор хотел показать, что ценности христианской религии находятся в опасности из-за распространения "нацистской чумы". Изображенные на плакате германские солдаты, пронизывающие копьем тело распятого Христа и немецкий военный самолет, расстреливающий его с воздуха, олицетворяют попрание нацистами всяких норм морали и христианской этики. Своими действиями по уничтожению целых народов нацистская Германия бросает вызов самому Христу, христианской религии, что по мнению автора плаката должно быть остановлено. Как и британский плакат, американский нацелен на верующих солдат, но использует более яркую аллегорию, нежели противопоставление символов. Этот плакат эксплуатирует целый библейский сюжет . Советский Союз, по идеологическим причинам, не мог использовать образ христианства как гуманистической религии, противопоставленной "нацистскому варварству". Советские пропагандисты в основном прибегали к использованию коммунистических символов и образов, а также обращались к истории России, не затрагивая при этом православную тематику.

    Известные произведения

    • За годы войны было выпущено 150-180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau » - в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце - уже полчаса.

      В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке , проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов , еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем . США рисовалась как страна низкой морали , а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже .

      Направленная на армию противника

      На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок - агитацонные бомбы , снаряды и реактивные мины . Листовки Третьего рейха для СССР большей частью распространялись самолетами люфтваффе .

      Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (немецкие листовки с Яковом Джугашвили , сыном Сталина, сына Хрущёва Леонида , крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

      Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т. п. .

      Пропаганда на оккупированных территориях

      Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона - Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами », полноценными гражданами Рейха , которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры [ ] .

      См. также