Статьи трегубовой елены. Елена Викторовна Трегубова. Биографическая справка. «Березовский был игроком, для него деньги служили фишками»

"Вам сюда", – говорит официантка, указывая куда-то вниз. В подвале кафе "Бобры и утки", что на Пятницкой улице, происходит неофициальная презентация книги со сложным названием "Распечатки прослушек интимных переговоров и перлюстрации личной переписки", написанной Еленой Трегубовой. Трегубова, в прошлом журналистка кремлевского пула, автор громкого романа "Байки кремлевского диггера", а ныне политэмигрант, покинувшая Россию после того, как под дверьми ее квартиры взорвалась бомба, присутствует на презентации виртуально – в скайпе. Ведущая презентации, бывший пресс-секретарь Бориса Немцова Лилия Дубовая, рассказывает предысторию: от публикации романа отказались абсолютно все российские издательства. После чего книга была напечатана в украинском издательстве Folio. Теперь же книготорговые компании отказываются распространять ее – можно только гадать, по каким причинам.

Дубовая: К сожалению, книжка, написанная Леной Сван, она же Леночка Трегубова, она же знаменитый кремлевский диггер, оказалась запрещена. Мы ее не смогли издать в России, как ни пытались. Ее издали на Украине. Я хотела бы, чтобы мы поприветствовали Лену, которую я вот увидела после многих-многих лет.

Трегубова: Я благодарна вам всем, что вы пришли. И я точно знаю, что сегодня здесь был бы еще один мой друг, если бы он был жив. Это человек, который единственный в России, кроме издателей, видел мою рукопись до ее издания, – Борис Немцов. Он очень старался мне помочь. Лиля предлагала книгу издателям, и реакция у всех была одинаковая: потрясающе, давайте... Потом люди вдруг передумывали, говорили: ну, ты же понимаешь, начальство не хочет...

Ну, вот давайте все вместе просто вспомним Борю. Я знаю, что он был бы с нами сейчас. Он... пока я была в Москве, он приходил всегда на мои дни рождения, не важно, в какой я там была опале, не опале. Он был действительно очень-очень верным другом.

Дубовая: Я понимаю, новый роман – автобиографический?

С ними поговорили из Роспечати. Сказали: "Не связывайтесь с этой книгой, если не хотите проблем"

Трегубова: Я сказала бы, преувеличение – говорить, что Lena Swann – это Елена Трегубова. Между нами все-таки есть разница. Она местами почти святая, а иногда, наоборот, гораздо более грешная, чем я, вот. Но я бы сказала так, что она мне очень дорога, эта Lena Swann. Роман сложный по структуре. Многослойный, там два разных как бы романа. Есть внутренний, действие которого происходит в конце 80-х – начале 90-х, это фактически вся история бархатной революции в России, которая является фоном к личной истории юной девушки. Вначале мы видим ее 14- или 15-летней, по сути это история ее обращения. "Внешний" роман происходит сегодня, он жестче, он написан другим, провокационным языком.

Я бы сказала, что структуру романа полностью можно понять, только когда перечитаешь. То есть это роман не для читающих по диагонали, а для перечитывающих, для тех, кто любит и слышит аллитерации, внутренние смысловые мелодии. Для тех, кто любит читать именно художественную литературу. Не для тех, кто любит читать газеты!

Любители "остренького" найдут и про Майдан, и про диктатуру в России, и про войну против Украины.

Дубовая: На украинское издательство ты вышла? Или они сами на тебя вышли?

Петр Порошенко был одним из первых наших читателей

Трегубова : Последний издатель, к которому я обратилась в Москве, не буду назвать имени и названия издательства, сказал: "Вы знаете, Елена, с тех пор, как вы уехали, настроения в обществе в России очень изменились, а ваш роман этому не соответствует". После чего мы поспорили. Я спросила его, действительно ли он верит, что писатель должен следовать настроениям в обществе. А еще был замечательный случай, когда сказали: "Завтра подписываем контракт, мы еще хотим обязательно переиздать ваши первые книги!" После чего люди пропали. Через неделю я позвонила куратору, спросила, что происходит, и они растерянно объяснили мне, что посоветовались с книготорговой сетью, и те, услышав, что я автор, наотрез отказались брать книгу. Был сорван контракт.

Тогда я спросила известного украинского журналиста Виталия Портникова: "Какое самое лучшее издательство на Украине?" Он сказал: "Фолио". Я подумала: они никогда в жизни не опубликуют меня. Тем не менее, мне позвонил гендиректор издательства, он очень быстро начал читать. Через неделю он сказал: мне очень нравится. Вот и все. Мы быстро договорились.

Это, естественно, не коммерческий проект. Они ничего мне не заплатили. Все было сделано ради того, чтобы издать книгу. Для небогатого издательства это подвиг: Украина находится в состоянии войны, там кризис, гривна рухнула, у людей нет денег покупать книги. То есть для них это невероятный акт мужества и благородства.

Петр Порошенко был одним из первых наших читателей.

Немецкая дистрибьюторская фирма должна была везти книги в Россию. Они подали документы на таможню. После чего с ними поговорили из Роспечати. Сказали: "Не связывайтесь с этой книгой, если не хотите проблем". Немцы проблем не захотели, поверили в эту угрозу и тихо отползли в сторону.

Что касается крупных книготорговых сетей в России, то ситуация такая же, какая была с книгой Шендеровича в прошлом ноябре. Даже такой демократичный книжный клуб, как "36.6", сказал: "Опасаемся, пока не будем".

Потому – понятно. Там провокативные цитаты, про Майдан. Текст написан будто про сегодняшний день: обыски, разгоны демонстраций.

А еще я думаю, что реагируют на мою фамилию. Политэмигрант и так далее. Советские штампы срабатывают.

Так что ситуация такая: книжка не имеет пока шансов оказаться в России легальным путем, только самовывозом, только если кто-то съездит в Киев и привезет охапку.

Дубовая: Почему вы снова не обратились к Ad Marginem, издавшим предыдущую книгу?

Трегубова: Саша Иванов, он же левак жуткий. И сейчас поддерживает мифы про Советский Союз. Саша просто отплевался от этого романа сразу. Поскольку роман антисоветский, антисталинистский, антигэбэшный. Саша и этот роман – две вещи несовместимые. Тогда он, конечно, был в антипутинской оппозиции. А сейчас вы видите, что его возлюбленный Проханов – "Крымнаш" и поддерживает Кремль. Все сместилось, все очень сильно изменилось. Проханов и Лимонов, которые являются героями моего бывшего издателя, они теперь прокремлевские.

Дубовая: Я помню тебя молодой, буйной из кремлевского пула. Потом эта книга, сенсации, сложности, отъезд. Ты очень долго живешь вне родины, потеряла профессию. Ты никогда не жалела о том, что ты "Диггера" написала? Он все-таки очень круто изменил твою судьбу.

Трегубова : Нет! Нет, "Диггер" сам по себе совсем не изменил мою судьбу. Судьба уже была решена до этого.

Когда я увидела, что за мной вплотную ходят люди. Это было после убийства Ани Политковской. Когда я возвращалась вечером в свой пустынный переулочек рядом с Пушкинской, входила в арку в Большом Гнездниковском переулке и видела, что один человек отслаивается от стены дома и говорит в мобильный: "Подошла, подошла". А второй человек отслаивается от моего подъезда. И я крайне неуютно себя чувствовала, потому что не знала, что со мной произойдет, они пугают меня, или мне уже остались секунды, за которые мне надо там покаяться или помолиться. Это был довольно неприятный период жизни.

Вот, и в тот момент, в 2006 году, я вдруг поняла, что не вернусь. Что у меня немножко другие планы, чем быть убитой этими подонками. И я очень благодарна Господу, что он мне подарил эти 8 лет жизни, за которые я немножко пришла в себя от того кошмара, в котором находилась в последнее время.

И я приняла решение. Хочу вернуться к своей первой любви, а именно – к литературе. Потому что журналистикой я стала заниматься, так как было бурное время. Мне очень-очень хотелось как-то влиять на ситуацию и немножко внести свой вклад. Ну что ж, мой любимый Пруст, надо сказать, начал писать еще позже моего возраста. Так что… у меня все впереди, я надеюсь.

все мои прогнозы сбылись, к сожалению

Мне кажется, я про Путина все понимала. Когда я выпустила и первую, и вторую книги, мне даже коллеги говорили, что я слишком сгущаю краски, что строю мрачные прогнозы. "Ну, ты немножко преувеличиваешь все это, ну, какая там диктатура? Что ты, смешно, Путин любит деньги, какая там диктатура? Тем не менее, все мои прогнозы сбылись, к сожалению.

Я ничему не удивилась в смысле политиков, я ничему не удивилась в смысле этого бывшего гэбэшника Путина. Но меня поражает другое. Мои знакомые, которые еще в 2011 году ходили на протестные демонстрации и которые требовали сменяемости власти, сегодня говорят, что Крым наш и что Путин молодец. И я не знаю, что с этим делать.

Последние 3,5 года у меня были посвящены только написанию этой книги. Я думаю, что с журналистикой пока завязано.

Я поняла, что я не могу всю оставшуюся жизнь посвятить тому, чтобы обличать довольно неинтересного мне как персонажа человека по фамилии Путин. Ну, не могу я! Я завязала, никому не даю интервью, когда ко мне тут какие-то бибисишники пристают. Не могу больше! Я хочу что-то сделать для вечности. Хочу, чтобы моя книга осталась для людей, которые будут ее читать и через 10 лет, и через 20 лет.

В каком-то смысле мне дико повезло. Тот же самый Гроссман, например, не дожил до того, чтобы была опубликована книга "Жизнь и судьба". А вот сейчас, через 50 лет после ее написания, она стала бестселлером в Великобритании. У меня амбиции далекие, долгосрочные.

Я сейчас работаю над еще двумя новыми книгами. Это художественная литература. Еще есть мечта – написать что-то на стыке фикшн и нон-фикшн о моем любимом современном польском святом Ежи Попелушко. Молоденький мальчик, священник, который не побоялся выступать на стороне "Солидарности", и гэбэшники убили его в 1984 году.

Лилия Дубовая рассказала Радио Свобода о Елене Трегубовой и ее книгах

– Год назад мне позвонил Немцов и сказал: "Лилька, ты в последнее время работала в издательстве. Можешь помочь? Мне Лена Трегубова прислала роман, его надо попробовать пристроить". Он мне прислал роман, я просмотрела. Роман огромный. В первых страницах узнала стиль Ленки Трегубовой. "Байки кремлевского диггера" знали все. Поэтому я решила попробовать. Позвонила в несколько издательств, в самые крупные. Сначала был бешеный восторг: "Мы берем!" Как человек, работавший в издательстве, я понимала, что издать новую книгу автора "Кремлевского диггера" выгодно издательству. Будут продажи и деньги. Была уверена, что все получится. И вдруг все начали исчезать, молчать, придумывать какие-то истории…

–​ О каких издательствах идет речь?

–​ "Азбука", АСТ, "Эксмо". Под разными предлогами. Кто-то сказал, что с художественной точки зрения не считает хорошим. Кто-то сказал, что сейчас рискованно издавать большие толстые романы. Кто-то еще что-то. Короче говоря, все отказались.

На самом деле, рынок российских издательств очень узок. И да, он схлопывается. Есть два крупнейших издательства – "Эксмо" и "АСТ". На этой книге можно было бы сделать деньги, но они отказались.

А потом… была смерть Немцова. Потом еще какие-то проблемы у меня, личные. А потом вдруг объявилась Лена и сказала: "Лилька, меня издают на Украине".

Оказалось, что самоцензура и у издателей, и у книгоиздателей немного сильнее, чем я предполагала. Не могу сказать, что книжки сейчас очень сильно цензурируются – на самом деле нет. На мой взгляд, это чистая самоцензура. И это самое страшное.

–​ То есть вы стопроцентно убеждены, что они делают это не по художественным соображениям?

– Очень сложно оценивать художественное произведение. Роман – он и есть роман, кому-то он понравится, кому-то он не понравится. Кто-то скажет, что это плохо, кто-то скажет, что это хорошо. Объективных критериев мало. И, если уж на то пошло, издается столько дерьма с художественной точки зрения. И прекрасно продается.

Вот поэтому я думаю, что это чистое лукавство. Причина – имя автора. Эмигрантка политическая. "Кремлевский диггер" – скандальная была книжка. Фамилия Березовского мелькала. Ну, потом все, наверное, вспомнят, как она там с Путиным суши ела и как весело это описала. Ну, знаете, как бы чего не вышло…

Роман – не политизированный. А если там и есть диалог, где размышляют, разговаривают о Майдане, – ну, извините меня, это смешная причина для отказа. В общем, кому-то за кремлевской стеной сильно не понравилась предыдущая книга. Поскольку была колоритная, злая, агрессивная, яркая и запомнившаяся. У кого-то хорошая память.

–​ Вы говорите: Ленка, Леночка... Можете немножко рассказать про ваши отношения, как вы познакомились?

– У меня в моей книжке "Записки пресс-секретаря" есть две байки, связанные с Леной Трегубовой. Первая – о знакомстве, как ворвалась в предбанник кабинета Немцова в администрации президента девочка и начинала кричать: "Борька, ты где?"

А потом мы с ней подружились, потому что она была великолепна. Помню, я помогала Немцову покупать ей подарок на день рождения.

Вторая байка: был съезд СПС. Я вышла из комнаты, где сидело руководство, и вдруг вижу, стоит несчастная-несчастная Трегубова. Зовет меня и говорит: "Лиля, иди сюда скорей! Ты мне очень-очень нужна". Я говорю: "Что случилось?" – "Вот пойди попроси Борю, чтобы он за меня словечко перед Чубайсом замолвил. Мы поругались, и Чубайс меня видеть не хочет". Я говорю: "Стой здесь и жди". Захожу в комнату и говорю Немцову: "Там Трегубова плачет". Немцов говорит: "Я все знаю про конфликт, вмешиваться не буду. Пусть сама разбирается". А Чубайс вдруг заходит и говорит: "Что случилось?" Я думаю: была не была. "Анатолий Борисович, там грустная Трегубова, плачет, хочет повиниться, хочет поговорить". Чубайс улыбается и говорит: "Ну, ладно, зови свою Трегубову". И у них все наладилось. Такая у меня история про Трегубову уже в своей книжке.

–​ Можете описать резонанс, который произвели "Байки"?

–​ Книга была сенсационной! Продавалась бешеными тиражами, лежала на каждом прилавке, ее скупали все. В журналистской тусовке ее передавали из рук в руки. "Ты слышал? Ты что, не читал? Да там такое! Да там... вообще это... все кремлевские тайны, все олигархи, вся кремлевская тусовка. Ты посмотри, что она делает! Она не боится, она безбашенная! Она сумасшедшая! Это круто!" То есть книжка была совершенно сенсационная! Были сумасшедшие тиражи, о которых сейчас даже немыслимо говорить. А потом ее достать было нельзя.

"Байки" были книгой эпохи. И автор был эпохальный. В этой книжке – вся журналистская вольница 90-х. Безумный драйв, безбашенность полная. То, чего сейчас нет. Что сейчас совершенно утеряно. Вспоминаю ту эпоху и сожалею, что она прошла. Не потому, что это моя молодость. Это время свободы и надежды. И в Ленкиной книге это все есть!

– С чем-то еще ее можно было сравнить? С "Околоноля", например?

– Я не могу сравнить Трегубову с "Околоноля", потому что "Околоноля" я смогла прочесть ровно 15 первых страниц. Закрыла навсегда и сказала, что, увы, господин Сурков не мой писатель.

–​ Вам не нравился слог?

– А в книге Трегубовой нет пошлости?

– Нет! В книге Трегубовой – драйв и бесшабашность юности.

– А в новом романе?

– Там уже есть ощущение трагизма. Это уже очень взрослым человеком писалось, и это писалось человеком, пережившим очень многое. Было ощущение человека размышляющего. Там – фиксирующий бытие и комментирующий его, а здесь – размышляющий. Думаю, не просто так она взяла псевдоним Swann. Здесь есть прустовская интонация.

– После критики российской власти наша героиня неожиданно высказала отнюдь не либеральные взгляды – неприятие акции Pussy Riot, Лондона как "города, где ходят в хиджабах", протест против усыновления детей гей-парами. Вас не удивляет подобная двойственность?

– Вы знаете, что я по этому поводу скажу... Я с возрастом стала очень лояльна к людям. И я считаю, что каждый имеет право на свое мнение, вот, даже если оно не совпадает с общепринятым. И каждый имеет право на ошибку... Если она видит ситуацию такой – это ее право.

Елена Трегубова - известная российская журналистка. Она проработала несколько лет в так называемом "кремлевском пуле". После того как из него вышла, написала увлекательную книгу "Байки кремлевского диггера". Она основана на ее личных воспоминаниях и впечатлениях. После выхода этого романа начала получать угрозы, из-за этого была вынуждена покинуть страну. Переехала в Великобританию, где получила статус политического эмигранта.

Биография писательницы

Елена Трегубова родилась в Москве. Она появилась на свет в 1973 году. Решение стать журналистом она приняла в 1991 году во время августовского путча в столице. В те дни она наглядно убедилась, что журналисты именно те люди, которых называют народными героями, за то, что они всегда в оппозиции.

Поэтому после школы Елена Трегубова поступила в Московский государственный университет на факультет журналистики. Свою профессиональную карьеру начала в федеральном издании - "Независимой газете". Периодически работала на радиостанции "Немецкая волна", а также в печатных средствах массовой информации - газетах "Сегодня", "Русский телеграф".

В середине 90-х начала сотрудничество с "Известиями", а вскоре и с "Коммерсантомъ".

Работа в "кремлевском пуле"

На протяжении четырех лет Елена Трегубова входила в "кремлевский пул". С 1997 по 2001 годы. Так называют федеральных журналистов, которые аккредитованы при президенте Российской Федерации. Его еще называют "президентский пул".

Это название закрепилось за представителями средств массовой информации, работающих с президентом, начиная с 1992 года. Аналогичное употребляют в США для журналистов, которые освещают деятельность Белого дома в Вашингтоне.

В данный момент это понятие несколько трансформировалось. В основном, это произошло после того, как Владимир Путин ушел с поста президента на должность премьер-министра. С тех пор стал формироваться "Кремлевско-правительственный пул", который стал освещать работу не только главы государства, но и председателя федерального правительства.

Роман Трегубовой

Вскоре после того, как покинула "кремлевский пул", написала свой роман Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" увидели свет в 2003 году.

За два года до этого администрация Владимира Путина, совсем недавно ставшего президентом, отказала ей в очередном продлении аккредитации. По мнению самой героини нашей статьи, причинами этого стал критический тон ее статьей.

В своем романе раскрыла всю закулисную жизнь отечественной политической верхушки Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" раскрывали истинные причины многих политических скандалов того времени. Например, ситуацию вокруг "Связьинвеста", свержение реформаторов, состоявшееся в 1997 году, противостояние Евгения Примакова и Юрия Лужкова, а также причину назначения на пост временно исполняющего обязанности президента России именно Владимира Путина. Рассуждала Трегубова в своей книге и о том, что привело к уничтожению в России независимой журналистики.

Смысл названия

Елена Трегубова, биография которой на протяжении нескольких лет была тесно связана с событиями, происходившими в Кремле, подробно описывала деятельность влиятельных политиков того времени, например, Бориса Березовского. В своем романе она сравнивает последнего с мутантом из фантастического фильма, который находится у руля одной из крупнейших стран мира. Себя же писательница называется диггером, которому предстоит спускаться в подземелье, чтобы сразиться с этими невиданными чудовищами.

Владимир Путин становится одним из центральных персонажей в книге, которую пишет Елена Трегубова. Журналист выстраивает повествования в виде неформального диалога, который она ведет с Путиным, занимающим пока пост директора ФСБ России. При этом будущего президента она оценивает, как человека средних способностей, получившего стандартное советское образование, обладающего весьма заурядным интеллектом. При этом она отдает должное его гибкости, умению проявить себя в аппаратной борьбе.

Успех романа

Довольно быстро роман стал бестселлером, принеся успех и популярность Елене Трегубовой. Творчеством героини нашей статьи сразу заинтересовались крупнейшие отечественные издательства.

За первый же год удалось реализовать триста тысяч экземпляров. О популярности романа говорит хотя бы тот факт, что книгу распространяли в ксерокопиях еще до выхода официального издания. Вскоре роман начали переводить на иностранные языки. В 2005 году на итальянском вышло творение Трегубовой Елены. "Байки кремлевского диггера" в этой европейской стране получили оригинальное название, которое на русский переводилось, как "Кремлевские мутанты".

На следующий год роман вышел уже на немецком языке. Зарубежные литературные критики отмечали, что книга производит впечатления памфлета, наполненного ненавистью. При этом отдают должное, что, в основном, она весьма объективна, тщательно относится к изложению фактов.

Немецкие издания отмечали, что Елена Трегубова, фото которой есть в этой статье, создала шедевр, который при этом был весьма неважно написан. В нем отображаются реальные и современные механизмы российской власти, при этом речь идет о конкретных личностях. А главной здесь становится, как не удивительно, личность самого автора - весьма самоуверенной женщины.

По рассказам самой Трегубовой, романом настолько заинтересовались, что в Голливуде ей даже предлагали написать сценарий к фильму, в основу которого легла бы эта книга.

Реакция власти

При этом средства массовой информации отмечали, что роман вызвал чрезвычайно негативные отзывы среди чиновников, работающих в Кремле. В особенности, он задел непосредственных героев "Баек кремлевского диггера", среди которых оказалось много людей, приближенных к действующему президенту Владимиру Путину. Людей, входящих в его близкий круг.

Независимые журналисты прямо утверждали, что после выхода романа за границей Трегубова оказалась на особом учете в спецслужбах, появилась в списках нежелательных журналистов, тех, кто был неугоден власти. Например, вскоре после публикации романа героиню нашей статьи уволили из "Коммерсанта", объяснив это допущенным ею прогулом. С тех пор ей не удалось получить работу в штате ни одного российского СМИ.

Ситуация обострилась в ноябре 2003 года, когда в программе Леонида Парфенова "Намедни", выходившей на канале НТВ, появился сюжет, главным героем которого стала Елена Трегубова и книга, которую она написала. Сюжет убрали перед самым эфиром, но уже после того, как его увидели зрители Дальнего Востока. Утверждается, что это произошло по личному распоряжению генерального директора компании Николая Сенкевича.

После этого ведущий программы Леонид Парфенов и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов прямо назвали это актом политической цензуры на современном телевидении. Пытаясь оправдываться Сенкевич в официальных комментариях к случившемуся настаивал, что основными причинами стали эстетические критерии. В частности, по его мнению, в сюжете было много пошлости и откровенного хамства.

Взрыв у квартиры писательницы

В начале 2004 года давление на писательницу из морального стало физическим. Возле двери ее квартиры, находившейся в Москве на Большом Гнездниковском переулке, взорвалась бомба. Неизвестные подложили взрывное устройство под дверь соседней квартиры, в которой никто не жил. Злоумышленники рассчитали все так, что взрыв должен был произойти в тот момент, когда Трегубова вышла бы из квартиры. Незадолго до того она вызвала такси по телефону. Писательница утверждает, что ее спасло только то, что в последний момент она задержалась ненадолго возле зеркала.

В полиции сразу заявили, что взорвалась светошумовая граната. Однако позже эксперты выяснили, что это было реальное самодельное взрывное устройство мощностью от 60 до 80 грамм в тротиловом эквиваленте. По оценкам медиков, если бы Трегубова находилась на площадке в момент взрыва, это привело бы к серьезной баротравме и сильным ожогам.

Расследование этого происшествие московские правоохранительные органы сначала начали по статье "Хулиганские действия", которые связали с профессиональной деятельностью журналистки. По другой версии, реальной целью злоумышленников был хозяин соседней квартиры, под дверью которой и оказалась бомба. Им был Юрий Скляр, правда, к тому времени он уже не проживал в ней с 2000 года.

Вскоре полиция сделала официальное заявление о том, что сама Трегубова не обращалась в полицию по факту взрыва. Писательница утверждала, что пыталась дать официальные показания, но правоохранительные органы не придали им никакого значения. Когда о взрыве сообщили отечественные и зарубежные средства массовой информации, то в большинстве материалов событие было интерпретировано, как попытка покушения на Трегубову. Только после того, как дело получило широкую огласку и общественный резонанс, ее вызвали для допроса. Однако следователи отказались возбуждать уголовное дело, посчитав его обычным хулиганством.

Освещение взрыва в СМИ

В прессе стали выходить противоречивые материалы, посвященные этому событию. Например, "Московский комсомолец" написал, что таким образом сама Трегубова пыталась привлечь к себе внимание, то есть взрыв был не более чем рекламным трюком. Основной целью которого было поднять рейтинги ее книги "Байки кремлевского диггера". Сам роман газета назвала посредственным художественным произведением. Также утверждалось, что его выход состоялся при участии одного из крупных олигархов Бориса Березовского, оказавшегося в 2000-х не у дел. Утверждалось в статье, что Трегубову допросили следователи.

Сама Трегубова, комментируя произошедшее, заявила, что заказчиков покушения стоит искать в том факте, что милиция оказалась взять у нее показания после инцидента. Сам взрыв она напрямую связала со своей писательской деятельностью. Утверждая, что покушение связано с тем, что ее издатель накануне в интервью радиостанции "Эхо Москвы" рассказал радиослушателям, что писательница в данный момент работает над второй книгой, а также разрабатывает "Байки кремлевского диггера" для западного читателя. Более того, она заявила, что организаторами взрыва являются ее "кремлевские читатели".

Давая интервью изданию "Коммерсантъ", в котором Трегубова проработала несколько лет, она сказала, что, по ее версии, причастность к этому спецслужб маловероятна, потому что пока не пройдут президентские выборы Владимира Путина, действующей власти не выгодно покушение на нее.

История публикации своего первого романа, а также попытки официальных властей воспрепятствовать этому и взрыв у ее квартиры легли в основу ее нового произведения под названием "Прощание кремлевского диггера".

Эмиграция из страны

В следующий раз Трегубова оказалась в информационном поле в конце 2006 года, через пять дней после убийства журналистки Анны Политковской. В немецкой газете Zeit она опубликовала открытое письмо, которое адресовала канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в тот же день встречалась с российским президентом Владимиром Путиным.

Письмо вышло под красноречивым заголовком "Молчание является соучастием". В нем писательница прямо обвинила Путина в убийстве Политковской. Обвинила президента в нарушении свободы слова и прав человека в России. А также потребовала западных лидеров изменить свое отношение к России, чтобы прекратить политические убийства в стране, остановить тотальную ликвидацию независимых средств массовой информации. После этого, по ее признанию, у ее дома стали круглосуточно дежурить по два человека.

Поэтому журналистка приняла решение покинуть Россию, опасаясь за свою жизнь. За границу не одна переехала Елена Трегубова. Семья ее поддержала и отправилась следом. Она переехала в Англию, где получила политическое убежище. На новом месте жительства она продолжила публиковать статьи и давать интервью, в которых требовала от европейских политиков принять более жесткие меры к путинскому режиму.

В 2007 году к личности Трегубовой проявили интерес в генеральной прокуратуре. Он был связан с допросом олигарха Березовского по делу Литвиненко. Сам Березовский расценил это как признак явной опасности, которая может угрожать журналистке.

До настоящего времени не возвращается в Россию Елена Трегубова. Где сейчас находится автор скандального романа о закулисной жизне Кремля, точно неизвестно. Можно только сказать, что она по-прежнему живет на территории Великобритании.

Новые романы

Вышедший в 2004 году роман "Прощание кремлевского диггера" оказался не последним для Елены Трегубовой. Книги автора стали появляться и после.

В 2015 году в украинском издательстве под названием "Фолио" вышло ее новое произведение. Роман назывался «Распечатки прослушек интимных переговоров и перлюстрации личной переписки». Книга вышла сразу в двух томах. Ее она написала под псевдонимом Лина Суонн.

Журналист, автор книг "Байки кремлевского диггера" и "Прощание кремлевского диггера". В прошлом - обозреватель "Коммерсанта" и ряда других изданий. Входила в пул журналистов, аккредитованных при Кремле. В 2007 году обратилась с просьбой о предоставлении ей политического убежища в Великобритании, в апреле 2008 года ее просьба была удовлетворена.


Елена Викторовна Трегубова родилась в 1973 году. По некоторым данным, училась в МГУ. Начала писать в начале 1990-х годов (по ее собственным словам, решила стать журналистом после событий августовского путча 1991 года, "потому что журналисты были героями народа, всегда в оппозиции").

В разные годы Трегубова выступала как журналист "Известий", "Русского телеграфа" и "Коммерсанта". В 1997-2001 годах (по другим данным, до 2000 года Трегубова как представитель различных изданий входила в пул журналистов, аккредитованных при Кремле. В 2003 году, в интервью радиостанции "Радио Свобода", она заявила: "Я считаю, что мне очень сильно повезло, что я оттуда ноги унесла".

Будучи обозревателем газеты "Коммерсант", Трегубова в 2003 выпустила книгу "Байки кремлевского диггера", которая привлекла к себе повышенное внимание СМИ – о ней заговорили еще до того, как "Байки" вышли в свет. Героями книги Трегубовой стали известные российские политики: "дедушка Ельцин" (первый президент России Борис Ельцин), "Борька Немцов" (бывший вице-премьер России Борис Немцов), "Валя Юмашев" (бывший глава президентской администрации Валентин Юмашев), "Слава Сурков" (заместитель руководителя администрации Владислав Сурков), а также мэр Москвы Юрий Лужков, бывший премьер-министр России Евгений Примаков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс и предприниматели Борис Березовский, Владимир Гусинский и Роман Абрамович. В октябре 2003 года СМИ назвали книгу Трегубовой "главным сюрпризом российской программы на Франкфуртской ярмарке".

"Ударной сценой в книжке" СМИ называли описание обеда Трегубовой с Владимиром Путиным, тогда еще главой ФСБ, который пригласил ее отметить День чекиста в японском ресторане. По выражению немецкого издания Berliner Zeitung, "обаяние и сила ее книги" была в том, что в числе прочих "она наблюдала и Путина – ближе и раньше, чем другие". Трегубова, отмечало издание, рассуждая о Путине, "с женской прохладцей констатирует: "дворовое обаяние", "заурядный интеллект", "вполне среднее советское образование", - не верит в его успехи в дзюдо и дает понять, что считает оценку его политических возможностей завышенной. Впоследствии, возвращаясь к этой ситуации, Трегубова говорила о Путине, что "он - отличный коммуникатор", то есть "умеет очаровать, расположить к себе и вызвать полную иллюзию, что это человек одного с тобой круга". Невозможно было поверить в то, что "через несколько месяцев, получив верховную власть в стране, этот мужчина практически уничтожит независимую политическую журналистику в России", писала Трегубова в своей книг. Уже после публикации "Баек" она оспаривала распространенное мнение о том, будто ее книга - о президенте: Трегубова приводила слова одного из несостоявшихся издателей ее произведения, который заметил: "Самое обидное для Путина в этой книжке то, что эта книжка не о нем, что он не стал героем вашего романа, что в вашей книге есть личности гораздо более интересные, чем он". Описанный Трегубовой "обед" с Путиным она называла "косвенной причиной" своего изгнания из кремлевского пула. Однако в более поздних интервью основной причиной потери аккредитации в Кремле Трегубова назвала свой отказ "подчиниться диктату" "людей нынешнего президента".

Критики отмечали, что, несмотря на обилие громких фамилий, главный герой книги – сама журналистка Елена Трегубова, "женщина исключительно самоуверенная","которая в книжке умница, красавица, тонко чувствующая натура, великолепно разбирающаяся в искусстве, всегда честна и интеллигентна". Berliner Zeitung назвала книгу Трегубовой "плохо написанным шедевром" в стиле глянцевого журнала, обнажающим механизмы власти. "Увлекательная, очень смешная и очень удручающая книга", констатировало издание. Однако были и другие мнения: так, "Литературная газета", в целом крайне негативно оценившая произведение, отмечала, что ""Байки кремлевского диггера" написаны, несомненно, одаренным журналистом". По мнению Александра Иванова, директора издательства Ad Marginem, книга, в первую очередь, была адресована женщинам: "Женский, очень неожиданный, очень микроскопический иногда взгляд на происходящее - он очень интересен будет именно женской аудитории".

В ноябре 2003 года, после выхода "Баек кремлевского диггера", по личному распоряжению гендиректора НТВ Николая Сенкевича сюжет о ней был снят из эфира программы Леонида Парфенова "Намедни". По словам Сенкевича, "сюжет был запрещен из уважения к зрителям. НТВ - не отхожее место... Есть свобода слова, а есть словоблудие, хамство и пошлость". Этот скандал и его последствия Трегубова подробно описала во второй своей книге - "Прощание кремлевского диггера" (2004), заявив, что он только добавил ей популярности. Тем не менее, в октябре 2004 года сюжет о второй книге Трегубовой вновь был запрещен к показу на телеканале НТВ.

В ноябре 2003 года в интервью "Радио Свобода" Трегубова рассказала, что ее уволили из редакции "Коммерсанта". Позднее она уточнила, что была уволена по статье "за прогул". "Это был такой удар под дых, я не ожидала", - заметила журналистка.

В феврале 2004 года в подъезде жилого пятиэтажного дома по Большому Гнездниковскому переулку, где проживала Трегубова, произошел взрыв. По некоторым данным, она чудом избежала смерти: у подъезда ее уже ждало такси, но Трегубова задержалась у зеркала. Однако следователь квалифицировал взрыв как "обычное хулиганство" и, по данным "Коммерсанта", уголовное дело возбуждать отказался. По заключению экспертов, в подъезде была взорвана свето-шумовая граната "Пламя", использовать которую для убийства практически невозможно.

Осенью 2006 года в Германии вышла книга Трегубовой "Кремлевские мутанты": в нее вошли оба произведения автора - "Байки кремлевского диггера" и "Прощание кремлевского диггера" ("Коммерсант", однако, писал, что в Германии журналистка "написала еще одну книгу о тайной жизни российских политиков - "Кремлевские мутанты""). Эта книга также привлекла к себе всеобщее внимание. СМИ сообщали, что журналистка собиралась приехать в Германию на презентацию книги, но потом, согласно сообщению ее немецкого издательства Tropen, отказалась от поездки, мотивируя это тем, что контакт с западной общественностью представляет "в данный момент угрозу ее жизни". Более того, отмечалось, что издательство утратило контакт с автором. "Очевидно, она ушла в подполье", - предположила Berliner Zeitung.

В октябре 2006 года газета Die Zeit опубликовала открытое письмо Трегубовой канцлеру Германии Ангеле Меркель. В нем журналистка писала о том, что Путин закрыл в России все независимые оппозиционные телеканалы, и призвала Меркель и других лидеров западных стран изменить свое отношение к президенту России. В интервью журналу Der Spiegel Трегубова назвала возможными заказчиками убийства журналистки Анны Политковской (была застрелена в своем подъезде в октябре 2006 года преступление не раскрыто) премьера Чечни Рамзана Кадырова или же заместителя главы администрации президента Игоря Сечина.

В апреле 2007 года пресса сообщила о том, что находящаяся в Лондоне Трегубова попросила политического убежища в Великобритании. Она отказалась называть конкретные мотивы своего решения, но заявила: "Если я прошу о защите – это значит, что я опасаюсь за свою жизнь". В посольстве Великобритании в Москве от комментариев по этому поводу также воздержались. "Коммерсант" при этом привел слова беглого российского предпринимателя Бориса Березовского о том, что представители российской Генпрокуратуры, незадолго до этого допросившие его в Лондоне по делу об отравлении Александра Литвиненко, задавали ему в числе прочих вопрос о местонахождении Трегубовой (в 2004 году сама Трегубова рассказывала о том, что Березовский, которого в своей книге она назвала "злым гением российской политики", отнесся к "Байкам…" с юмором и даже пригласил ее на свой день рождения в Лондон).

В апреле 2008 года МВД Великобритании уведомило Трегубову о том, что удовлетворяет ее просьбу о предоставлении политического убежища.

Ранее, в 2004 году, на вопрос о том, уверена ли Трегубова, как автор "смелой книги", что у нее "есть будущее в стране", журналистка ответила: "У страны моей есть будущее только со мной. Это не нарциссизм, это мое искренне убеждение".

нейтральность

Трегубова, Елена Викторовна (род. 1973) - российская журналистка. Проработав в «кремлевском пуле», написала скандально известную книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании как политический эмигрант.

Журналистская карьера

Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции».

Трегубова окончила факультет журналистики МГУ. Журналистскую карьеру начала в «Независимой Газете», затем работала на радио «Немецкая волна», в газетах «Сегодня», «Русский телеграф», после его закрытия перешла в «Известия», затем в «Коммерсантъ». С 1997 по 2001 г. входила в так называемый «кремлёвский пул» - круг журналистов, аккредитованных при Президенте РФ.

«Байки кремлёвского диггера»

В 2001 году администрация нового президента Путина отказала Трегубовой в аккредитации. По мнению Трегубовой, причиной отказа был критический тон её статей. В 2003 году Трегубова издала книгу «Байки кремлёвского диггера», в которой рассказала о закулисной стороне жизни российской политической верхушки, подоплёке дела «Связьинвеста», разгона реформаторов в 1997 году, борьбы «Семьи» против Лужкова и Примакова, назначения Путина «уничтожения независимой политической журналистики в России». Книга отображает деятельность политиков и олигархов, включая Бориса Березовского. Трегубова сравнивает руководство страны с «мутантами» из фантастического фильма - существами иной, нечеловеческой природы, а себя - с диггером в подземелье среди мутантов. Центральный сюжет книги - неформальный разговор Трегубовой с тогдашним директором ФСБ Владимиром Путиным, которого она оценивает как человека «вполне среднего, советского образования и заурядного интеллекта, но гибкого».

Книга стала бестселлером. Всего было продано 300 тысяч экземпляров издания. Книгу распространяли в ксерокопиях ещё до выхода в свет. В 2005 году книга «Байки кремлёвского диггера» вышла на итальянском языке под названием «Кремлёвские мутанты» («I mutanti del Cremlino», издательство Piemme). В октябре 2006 книга вышла на немецком («Die Mutanten des Kremls», издательство Tropen Verlag). Австрийское радио ОЕ1 отмечало, что книга «Кремлёвские мутанты» могла произвести впечатление исполненного ненависти памфлета, но что местами книга, действительно, точна и, очевидно, объективна. По оценке Berliner Zeitung, книга была плохо написанным шедевром, обнажающим механизмы власти, притом что речь в ней шла исключительно об отдельных личностях, прежде всего, о личности автора - женщины исключительно самоуверенной.

По словам Трегубовой, в Голливуде ей предлагали написать сценарий на основе книги.

», написала и опубликовала книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании со статусом политического эмигранта .

Журналистская карьера

Елена Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции» .

Книга, по утверждениям СМИ, вызвала «крайне негативную реакцию» среди кремлёвских чиновников, в особенности среди её непосредственных «героев» - людей из «ближнего круга» Путина . СМИ утверждали, что Трегубова была поставлена «на особый учёт», по их выражению, «искусствоведами в штатском» и попала в «чёрный список» журналистов, неугодных власти . Вскоре после выхода книги Трегубова была уволена из «Коммерсанта» с формулировкой «за прогул» и с того момента не имела постоянной работы в штате какого-либо российского СМИ.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа «Намедни» Леонида Парфёнова). Сюжет был убран с вещания перед самым эфиром, однако уже после того, как был показан на Дальнем Востоке (днём 11 ноября). Сняли с эфира его по личному указанию гендиректора компании Сенкевича . Парфёнов, секретарь Союза журналистов России Федотов и ряд общественных деятелей расценили этот факт как акт политической цензуры. Напротив, в публичных высказываниях Сенкевича в качестве мотивировки собственного решения фигурировали эстетические критерии, он обвинял материал в «хамстве и пошлости» .

Взрыв у двери Трегубовой

Через три месяца после выхода книги, 2 февраля у двери Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку произошёл взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. По словам самой Трегубовой, её спасло то, что она задержалась перед зеркалом. Первоначально было заявлено, что была использована светошумовая граната, тем не менее впоследствии эксперты установили, что это было самодельное взрывное устройство мощностью 60-80 г в тротиловом эквиваленте; по мнению экспертов, если бы Трегубова вышла в назначенный по телефону момент, она бы оказалась в центре взрыва, что привело бы к баротравме и сильным ожогам .

В ГУВД изначально отрицали связь взрыва, квалифицированного как «хулиганские действия», связанные с профессиональной деятельностью Трегубовой , заявив, с одной стороны, что «квартира, у двери которой произошёл взрыв, в момент взрыва была пуста» и в ней никто не проживает с 2000 г. , с другой же - что бомба предназначалась бывшему хозяину этой квартиры Юрию Скляру .

Было официально заявлено, что Трегубова после взрыва в милицию не обращалась . Трегубова утверждала, что она пыталась дать официальные показания, но милиция не проявила к этому никакого интереса . 3 февраля, когда о взрыве сообщили российские и мировые СМИ, интерпретировавшие его как покушение на Трегубову, и «дело приобрело слишком большой общественный резонанс» , Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД Москвы. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как «хулиганство» .

Трегубова заявила, что «ответ на вопрос о заказчиках покушения стоит искать в том факте, что после покушения милиция отказалась взять у меня официальные показания» . Трегубова связала взрыв со своей писательской деятельностью: «Недавно мой издатель Александр Иванов рассказал в интервью радиостанции „Эхо Москвы“ , что я пишу вторую книгу, кроме того, я работаю над западной версией „Баек кремлёвского диггера“. Видимо, кому-то это не понравилось» . Организаторами взрыва Трегубова назвала своих «кремлёвских читателей» . В интервью газете «Коммерсантъ» она назвала версию о причастности спецслужб маловероятной, поскольку, по её мнению, до президентских выборов Путину покушение на неё было невыгодно. Более правдоподобной Трегубова сочла версию о том, что взрыв могли устроить «психически неуравновешенные поклонники» Путина . История выхода «Баек кремлёвского диггера», попытки власти воспрепятствовать её публикации и рекламе, взрыв у квартиры стали темой новой книги Трегубовой «Прощание кремлёвского диггера» .

Эмиграция

Вслед за этим Трегубова покинула Россию и уехала в Англию, где продолжала в статьях и интервью требовать от европейских политиков принять более жёсткий курс в отношении правительства Путина. В марте 2007 г. Трегубовой, в числе других лиц, интересовались представители Генеральной Прокуратуры РФ во время допроса Бориса Березовского по делу Литвиненко , что Березовский расценил как признак опасности, угрожающей Трегубовой . Месяц спустя, 23 апреля 2007 года , Трегубова попросила политического убежища в Англии. По её словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство . 2 апреля Трегубова сообщила, что убежище в Англии было ей предоставлено .

Напишите отзыв о статье "Трегубова, Елена Викторовна"

Примечания

Книги Трегубовой

Статьи Трегубовой

  • 18.08.2008
  • (о российской «культурной элите») 23.04.2008

Интервью с Трегубовой

  • .
  • Инна Денисова. // «Радио Свобода », 26.09.2015

Статьи о Трегубовой

Отрывок, характеризующий Трегубова, Елена Викторовна

– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа.
– Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете.
И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей.
Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке.
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку.
– Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь.
– Здорово, брат. – Ну вот и он.
– Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку.
– Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?
– Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага.
– Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А?
– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.