Доклад "выразительное чтение". Методика работы над выразительным чтением Зачем нужно выразительное чтение

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первым требованим к речи следует считать соблюдение лексических, стилистических и фонетических норм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выразительное чтение,

как приём повышения качества чтения и

Речи учащихся

Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Таежное

Хабаровского края

Хабаровского района

Е.А.Перетятько

2009

1. ВСТУПЛЕНИЕ

2. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, КАК ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

а) Техника чтения: дыхание, голос, дикция;

б) Ударение в слове;

в) Интонация и её компоненты;

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вступление

Воздействуя посредством «слова» педагог формирует поведение, волю, характер ребёнка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как школьник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь педагога для ребёнка - образец принятого употребления языковых средств. Поэтому первым требованием к речи следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и фонетических норм.

Педагог в своей работе должен вызвать определённый эмоциональный отклик и понимание детьми услышанного. В какой бы форме ни осуществлялась звуковая речь: в форме высказываний своих мыслей и переживаний, в форме выразительного чтения художественных произведений, т.е. передачи чужого текста, основой всегда является мысль, чувства, намерения говорящего, читающего. Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика, слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения. Для учителя ещё более важная задача - помочь учащемуся не просто правильно, без ошибок читать текст, но помочь овладеть умением выразительно читать и рассказывать, что требует от каждого большой настойчивости и системы в работе над своей речью, постоянного стремления к её совершенствованию.

Выразительное чтение включает в себя технику речи (дыхание, голос, дикция), литературное произношение и ударение, интонацию и её компоненты (пауза, темп, ритм, мелодика речи и тембр)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, КАК ПРИЕМ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

ТЕХНИКА РЕЧИ

Дыхание

Основой внешней (произносимой) речи является дыхание . Прежде, чем начать говорить необходимо сделать вдох. При вдохе легкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, рёбра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в лёгких и в процессе речи постепенно экономно расходуется.

Выработка правильного произвольного (вдох-пауза-выдыхание) во время речи и чтения достигается тренировкой, т.е. соответствующими упражнениями. Вначале тренировочные упражнения учащиеся проводят под руководством преподавателя. Далее можно выполнять самостоятельно.

Упражнения на правильность дыхания

Стать прямо, не напрягаясь. Положить одну руку на верхнюю часть стенки живота, другую для контроля за движением рёбер положить сбоку, выше талии. Вдохнуть через нос с закрытым ртом, плавно, не двигая ноздрями (5 сек.), задержать воздух в лёгких (2-3 сек.), постепенно выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке А(4-5 сек.)

Вдохнуть, как при упр.1, на выдохе считать вслух не спеша 1,2,3…5(произносит ясно). Увеличивать счёт, но не ускорять

Проверить своё дыхание при чтении текстов(К.Чуковский «Телефон», Б.Житков «Как меня назвали»). После чтения отметить, в каких местах сделан глубокий вдох и где добиралось дыхание.

В образовании речи участвует голос , который образуется в результате смыкания и размыкания голосовых связок. В процессе чтения и рассказывания голос не должен напрягаться. Только в этом случае он может приобретать оттеки выразительности: мягкость, теплоту или, наоборот, резкость, холодность.

Кругом - вода!

Куда лететь?

Куда лететь?

Где жить? Где петь?

Например. Отрывок С.Михалкова «Дядя Степа» прочитайте в разных темпах. Какой из ни более подходит(Медленный, средний или быстрый)

Дикция

Каждое слово должно произноситься правильно: ясно, отчётливо. Необходимо устранять неясность, неразборчивость, торопливость и ошибки речи. Существуют упражнения, помогающие устранять неповоротливость губ, картавость(лёгкие случаи), торопливость, замедленность и другие недостатки речи.

Упражнения

Плотно сомкните губы, вытяните их вперёд, как бы собираясь свистеть. Переводите их в положении вправо, влево, верхи вниз. Зубы сжаты, челюсть неподвижна.

Растяните сомкнутые губы, как бы для улыбки (зубы не обнажайте)

Подтяните верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Оттяните вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Опустите нижнюю челюсть, беззвучно произнося звук А. Язык укладывается плоско(как при зевании).

Повторять, пока не выработается привычка.

УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ

Ударение - это выделение одного и слогов в составе слова или целого сочетания по средствам усиления голоса, повышения тона, длительности, силы и громкости голоса.

Ударение в русском языке подвижно и разноместное: взял, взяла, взяли, взята, взято. Есть слова, которые имеют два ударения: досыта, иначе, одновременно.

Следует помнить трудные случаи в постановке ударений:

1) перенесение при склонении: новости - новостей, гвозди - гвоздей .

2) изменение смысла при переносе ударений: угольный (от уголь), угольный (от угол), спала (от спадать), спала (от спать).

3) перенесения ударений при изменении рода, числа в им. прилагательных женского рода: молодо, молоды, но молода, дорого, дороги, но дорога .

В предложениях могут различаться, кроме ударных и безударных слов ещё и слабоударяемые6 две недели (две- слабоударяемое), вечер был сухой и тёплый (был - слабоударяемое).

Служебные слова и частицы примыкают к самостоятельным словам и не имеют ударения.

ИНТОНАЦИЯ

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употреблённое слово.

Например, увидев ребёнка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносите: «Хоро-ош!» (С протяжением звука о-о). Сказанное выражает порицание, а не одобрение.

Звуковой поток в речи расчленяется на предложения. В самом предложении слова объединяются в ритмические группы, отрезки предложения - речевые такты. Эти речевые такты выделяются между собой паузами, следующими одна за другой.

Членение на отрезки или фразы помогают осмыслению предложения, уточнению его содержания.

Например.

Уже вторую неделю| стояла удивительная погода .|| С половины ночи| небо затягивалось облаками | и начинал моросить| тёплый дождь .|| Он постукивал по крыше дома ,| по твёрдым листьям магнолии шептался с таким же тихим |, как и он сам ,| прибоем, набегавшим на берег.||

(К.Паустовский)

В данном примере речь расчленена на предложения, конец которых обозначен паузой [ || ]. Предложения расчленяются на отрезки, обозначенные небольшими остановками [ | ]. Этим членением создаются условия для лучшего понимания высказывания.

В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперёд: голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы. В примере ударные слова подчёркнуты линией. Это есть фразовое ударение .

Логическое ударение - выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. В тексте слова с логическим ударением выделены жирным шрифтом.

Упражнение.

Прочитайте текст. Каждое предложение разделите на смысловые группы- фразы. Выделите слово, на которое падает фразовое ударение.

  1. Осень пришла в степные края в положенные сроки.
  2. Над степями летели на юг косяки перелётных птиц.
  3. Среди пожелтевшей травы зацвели невзрачные маленькие цветы.

При подготовке текста литературного произведения к чтению следует учесть, что живая речь постоянно меняет свой темпо-ритм . Если речь вызывает затруднения для восприятия, необходимо сделать паузу, остановку в речи, вернуться к сказанному или прочитанному, объяснить снова, более медленно, главную мысль или конкретные детали высказывания.

Средством выразительности устной речи и чтения является тембр голоса. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и т. д. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской, тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса. От обычного звучания.

Окраска речи может быть создана по воле говорящего или читающего. Например, в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица» словам Лисицы мы придаём притворно-ласковую окраску: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!...»

Определить нужную окраску можно посредствам анализа содержания текста. Необходимо внимательно вчитываться в содержание произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Чтобы верно, правдиво донести до читателя или слушателя образы произведения, помочь правильно понять идею, учитель должен уметь выразительно или образно его прочитать, а так же учить самостоятельному выразительному чтению учащихся.

Подготовиться к выразительному чтению - значит вникнуть в его содержание, представить себе его действующих лиц, события, причинно-следственные связи. Учить внутреннему видению чтеца, как залог того образы оживут в воображении, останутся надолго в сердце. «Говорите не столько уху, сколько глазу», - советовал К.С.Станиславский.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ как приём повышения качества чтения и речи учащихся Подготовила: учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Таежное Хабаровского района Перетятько Е.А.

Выразительное чтение Техника речи: дыхание, голос, дикция; Литературное произношение и ударение; Интонация и её компоненты: пауза, темп и ритм, мелодика речи, тембр

Упражнения для постановки правильного дыхания 1. Стать прямо, не напрягаясь. Положить одну руку на верхнюю часть стенки живота, другую для контроля за движением рёбер положить сбоку, выше талии. Вдохнуть через нос с закрытым ртом, плавно, не двигая ноздрями (5 сек.), Задержать воздух в лёгких (2-3 сек.), Постепенно выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке [ а ] (4-5 сек.).

2. Вдохнуть, как при упр.1, на выдохе считать вслух не спеша 1,2,3…5(произносит ясно). Увеличивать счёт, но не ускорять 3. Проверить своё дыхание при чтении текстов(К.Чуковский «Телефон», Б.Житков «Как меня назвали»). После чтения отметить, в каких местах сделан глубокий вдох и где добиралось дыхание.

К.Чуковский «Телефон» У меня зазвонил телефон. - Для кого? - Кто говорит? - Для сына моего. - Слон. - А много ли прислать? - Откуда? - Да пудов этак пять - От верблюда. Или шесть. - Что вам надо? Больше ему не съесть, - Шоколада. Он у меня ещё маленький.

Дикция Упражнения Плотно сомкните губы, вытяните их вперёд, как бы собираясь свистеть. Переводите их в положении вправо, влево, верхи вниз. Зубы сжаты, челюсть неподвижна. Растяните сомкнутые губы, как бы для улыбки (зубы не обнажайте) Подтяните верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. Оттяните вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Опустите нижнюю челюсть, беззвучно произнося звук [ а ] . Язык укладывается плоско (как при зевании). Повторять, пока не выработается привычка.

Ударение в слове Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова или целого сочетания по средствам усиления голоса, повышения тона, длительности, силы и громкости голоса

Трудные случаи в постановке ударений 1) перенесение при склонении: нОвости - новостЕй, гвОзди – гвоздЕй. 2) изменение смысла при переносе ударений: Угольный (от уголь), угОльный (от угол), спАла (от спадать), спалА (от спать). 3) перенесения ударений при изменении рода, числа в им. прилагательных женского рода: мОлодо, мОлоды, но молодА; дОрого, дОроги, но дорогА.

Ударение – компонент интонации Уже вторую неделю| стояла удивитель- ная погода ||. С половины ночи| небо затя- гивалось облаками | и начинал моросить | тёплый дождь ||. Он постукивал по крыше дома |, по твёрдым листьям магнолии шептался с таким же тихим |, как и он сам,| прибоем, набегавшим на берег.|| (К.Паустовский)

Упражнения Прочитайте текст. Каждое предложение разделите на смысловые группы - фразы. Выделите слово, на которое падает фразовое ударение. 1.Осень пришла в степные края в положенные сроки. 2.Над степями летели на юг косяки перелётных птиц. 3.Среди пожелтевшей травы зацвели невзрач- ные маленькие цветы.

«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советовал К.С.Станиславский.


Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной:

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Материалы по педагогике:

Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей...

Личностные особенности педагога
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити...

  1. Работа над дикцией.
Использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, характерные малышам. Работаю над культурой живой интонации. Ежедневно «отколачиваем» произношение, чёткость произношения слов, громкость, что является первым шагом к работе над выразительным чтением.
  1. Работа над выделением логического ударения. Сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно.
  2. Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.
  3. Выразительное чтение учителем или артистом в записи.
  4. Анализ чтения других учеников и самоанализ. Дети привыкают анализировать своё и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и даёт уверенность в своих силах.
  5. Связываю изучаемое произведение с предметами: музыка, русский язык, изобразительное искусство, т.п.
Вся эта работа должна быть включена в систему уроков в начальной школе и предварять чтение стихотворений или прозы. Дети должны получить и определенные теоретические сведения: -по технике чтения(дыхание, дикция, орфоэпия) -по логике чтения(логические паузы, сочетание силы голоса и высоты темпа, ритма, ударения) -по эмоционально-образной выразительности с сопереживанием и чувствами.

Интонация – это сложный комплекс просодических элементов, включающий мелодику речи, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических категорий и экспрессивно-эмоциональных коннотаций Интонация – это звуковая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых: 1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; 2) ритм речи, или чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов; 3) интенсивность речи, то есть степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания; 4) темп речи, то есть скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе); 5) тембр речи, то есть звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.), 6) фразовое или логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе для усиления их смысловой нагрузки. Функции интонации очень разнообразны:
  1. Членит речевой поток;
  2. Оформляет высказывание в единое целое;
  3. Различает коммуникативные типы высказывания;
  4. Выделяет важное;
  5. Выражает эмоциональное состояние;
  6. Различает стили речи;
  7. Характеризует личность говорящего.
Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности. Длительности, частоты основного тона и спектра. Она должна быть живой и яркой. Компоненты, составляющие интонацию: 1. Сила голоса –это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов. Например. Работаем со скороговоркой « Проворонила ворона воронёнка» . показываю три смайлика: 2 3
Задание: -Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают, смотря на второй смайлик и третий). Так я работаю над интонированием скороговорок. 2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста. Мой приём работы. Например, вернёмся к той же скороговорке: « Проворонила ворона воронёнка» Задание: - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка. - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка. - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя. 3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза. Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение. 4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например, «Завьюжила, закружила зима город.» Задание: -Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение. - А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя. 5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь. 7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять. 8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них: - на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей; - не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их; - учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно; - следует избегать механических жестов, не оправданных психологически; - удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние. Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица. Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения. Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувст ва. Ещё несколько игровых упражнений, которые я использую на уроках чтения:
  1. Задуй свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. (Можно учащимся раздать полоски из цветной бумаги)
2. Медвежата. Представьте, что вы медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, чётко произнося звук «м». МАМ, МЁДУ Б НАМ. Устанавливаю тесную связь с русским языком, работая над предложениями и знаками в конце и в середине текста. Подбираю картины, пейзажи, натюрморты, портреты, разбирая цвета и художественные образы. Вхождение в образы героев произведений, исценировка. И это далеко не все приёмы работы над выраз ительным чтением. Их я предоставлю в своих разрабо
тках уроков. Вам желаю удачи. Вашим деткам приобрести побольше знаний и умений.

УДК 372.8 ББК 74.560

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

З.А. Шелестова

Аннотация. Многие выпускники педагогических вузов не идут работать в школу, потому что испытывают коммуникативные трудности в общении с детьми, Обучение искусству чтения способствует совершенствованию коммуникативной культуры будущих учителей, если преподаватели «Практикума по выразительному чтению» будут исходить из понимания выразительности не только как лингвистической категории, но и эстетической, которая предполагает воздействие на ум, чувства и волю слушателей в процессе общения с ними,

Автор статьи вслед за Г.В. Артоболевским, М.М. Бахтиным, В.И. Чернышевым и др. утверждает, что выразительное чтение относится к уст ной форме речи, пот ому чт о исп олнит ел ь п ередает свое отношение к тому, о чем он читает. Это отношение обуславливает различные трактовки чтения, придает оригинальность его художественной интерпретации, Чтец играет роль посредника между автором и слушателями, его общение происходит с определенной целью, поэтому для выразителъноспш необходимы яркость видений, участие воли и искренност ь переживаний, На примере работ ы Д.Н. Журавлева над рассказом А. Чехова «О любви» показана неисчерпаемост ь работы над литературным произведением.

Ключевые слова: коммуникативная культура, выразительное чтение, типы выразительности, подтекст, словесное действие, художественная интерпретация, герменевтический круг понимания,

Abstract. Many graduates from Pedagogical Institutes are not going to Work at school because they feel that it is difficult for them to communicate with children, The training of expressive reading can promote the improvement of com mun ica tive culture of fu ture teachers if the teachers of the work-

EXPRESSIVE READING AS A MEANS OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE CULTURE OF TEACHERS

shop proceed from the understanding of "expressiveness" not only as a linguistic but as an aesthetic one that involves influence on mind, feeling and will of listeners in the process of com m unication,

The author of the article following G. V7! Artobolevsky, M.M. Bakhtin, C.I. Chernyshev and others claims that expressive reading refers to oral speech, because the artist conveys his attitude to what he is reading. This attitude leads to differen t in terpretations of the reading, gives the originality of its artistic in terpretation, The reader plays a role of the mediator between the author and audience, his communication is with a specific purpose, so the expressiveness requires brightness of vision, the will and sincerity of feelings. For example, D.N. Zhuravleva"s work on Chekhov"s story "About love" shows the inexhaustibility of efforts on literary works.

Keywords: communicative culture, expressive reading types of expression, implication, verbal actions, artistic in terpretation, hermeneutic circle of understanding.

Среди разнообразных проблем учительской профессии одно из первых мест занимают коммуникативные трудности, снижающие качество педагогического труда, мешающие установлению взаимопонимания, сотрудничества и диалога с детьми. Выпускники педагогических вузов недостаточно владеют коммуникативной культурой, не всегда готовы использовать коммуникативные средства воздействия на школьников, управлять своим психическим состоянием, действовать в публичной обстановке.

Коммуникативная культура включает в себя не только технику речи, но н культуру личности, культуру мышления, культуру чувств. Совершенствование коммуникативной культуры в частности происходит на занятиях «Практикума по выразительному чтению», на котором студенты стремятся овладеть искусством художественного (выразительного) чтения, заключающегося в творческом воплощении литератур-

ного произведения в действенном звучащем слове.

Что такое выразительность? Это такие особые структуры речи, которые «поддерживают внимание и интерес слушателей» (Б.Н. Головин) , это «точность словесного обозначения предмета или явления, представления или понятия» (Г.З. Апресян) . «Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, вызывающие деятельность воображения, внутренние видения и эмоциональную оценку изображенной картины, события, действующего лица» . Данные определения позволяют сделать вывод о том, что ученые имеют в впду различные типы речевой выразительности. В зависимости от структурных областей языка бывает выразительность произносительная, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая и интонационная. Таков лингвистический аспект выразительности.

Устная речь, в отличие от письменной речи, - это живое общение.

Для нее характерны образность, эмоциональность, экспрессивность. Непосредственное общение с аудиторией накладывает отпечаток на синтаксис устной речи: говорящий часто использует различные типы простых предложений, особенно вопросительных н восклицательных, широко использует присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, повторение одной и той же мысли, градацию доказательств и т.д.

Выразительность устной речи усиливается интонацией, которая фактически оформляет речь, помогает активизации ее коммуникативной функции - функции общения между людьми. С. Волконский писал: «Голос - одежда, интонация - душа речи» . Интонация есть и в письменной речи, но речь и язык не могут быть сведены друг к другу. В языке оформляется далеко не все, что есть в речи. Конкретный смысл всякого высказывания вытекает, по мнению H.H. Жннкина , не только нз содержания общения, но и из ситуации общения. Интонация передает сведения не только о том, что говорится, но н о том, кто говорит, как, где н кому. Если на вопрос «что сообщается?» отвечает лингвистика, то остальные вопросы остаются за пределами лингвистических интересов.

Возникает вопрос, к какой форме речи относится выразительное чтение. Мы убеждены, что к устной форме речи, посмотри на то, что письменный текст в чтении передается обычно без изменения. Можно просто прочитать текст вслух, соблюдая знаки препинания, однако такое чтение не будет выразительным. Чтение выразительное отличается от речи говоримой только тем, что оно не создается в

процессе словесной импровизации, но в чтении так же, как и в устной речи, в единстве проявляются мысль, чувство и воля говорящего, поэтому, озвучивая текст, читающий выразительно не только вычитывает ту интонацию, которая вписана в него, но и выражает свое отношение к тому, о чем читает. Собственное отношение к читаемому и обусловливает различные трактовки чтения. К. С. Станиславский говорил: «Смысл творчества - в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене. В момент творчества слова - от поэта, подтекст - от артиста. Если бы было иначе, зритель не ("громился бы в том тр. а сидел бы дома и читал пьесу» .

Главное чтение выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым: «Читай так, как говоришь» . Подтверждение этой мысли мы находим и у авторов современных работ: «Устная форма реализации литературного языка используется там, где необходимо живое звучащее слово: агитационно-пропагандистская деятельность (беседы, лекции, митинги), научная (доклады, диспуты), литератур но-художественная (художественное чтение, сценическое представление)» .

На трудность преодоления противоречия между устной и письменной формами речи в работе над произведением указывал и Г.В. Артоболевский: «Конечная задача чтеца - передать живую, воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль произведения средствами устной звучащей речи. Осуществление этой задачи связывает чтеца со слушателями и обеспечивает их внимание» . Устная речь богаче письменной, она отличается раз-

нообразием и стилевыми особенностями. В устной речи говорящий не только с помощью интонации, но и мимики, жестов выражает свое отношение к тому, о чем он говорит, поэтому основной источник выразительности речи и чтения - увлеченность говорящего тем, о чем он говорит (читает).

Генеральная проблема речевого общения - соотношение «значений» и «смыслов» . Интонация живой речи всегда адекватна смыслу, а не значению, смысловому содержанбию фразы, а не ее грамматической форме. «Слово фиксирует и воплощает мысль посредством звука, причем не статичного, а подвижного, отличающегося множеством оттенков» . Следовательно, устное слово, заключая в себе опр еде ленную информацию, выполняет еще н функцию воплощения определенного смысла (подтекста) нз множества внутренних смыслов, заложенных в этом слове в различных исторических контекстах. Это гносеологический аспект выразительности.

Сущность эстетического всегда проявляется в единстве трех сфер: произведение искусства; автор (или процесс), создающий предмет восприятия; и субъект, воспринимающий его (читатель, слушатель, зритель). М.М. Бахтин, выдвинувший идею двупланово-сти, двусубъектности гуманитарного мышления, отмечает, что лингвистический анализ чаще всего отвлекается от авторства, так как лингвисты имеют дело с текстом, а не с произведением. Предмет лингвистики - материал, средства речевого общения, но не само речевое общение, в процессе которого передаются смысловые диалогические отношения. «Слово бездонно. Единица речевого высказывания невоспроизво-дима... всякая система знаков может

быть расшифрована.., но текст никогда не может быть переведен до конца . Всякий текст имеет второго субъекта, который, воспроизводя чужой текст, создает свой, обрамляющий (оценивающий, комментирующий, возражающий) текст. Следовательно, выразительность - это еще и эстетическая категория, согласно которой эстетическое всегда предполагает наличие другого сознания, к которому направлено выражение читателя (слушателя).

Общение всегда происходит с определенной целью - хочу передать своп мысли и чувства; хочу, чтобы слушатели мне посочувствовали; хочу взволновать их, рассмешить, напугать н т.д. Поэтому для выразительности совершенно необходимо участие воли. Действенность заключена в самой природе речи. Говорящий как бы совершает речевой поступок, «словесное действие». «Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими.людьми сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом уже видим глазами услышанное» .

Работа над выразительным чтением основывается на искренности переживаний. Чтобы говорить «с чувством», чтец должен стремиться к словесному действию. Нередко школьники, да и студенты, механически проговаривают слова. Но нужно, чтобы говорящий (читающий) осмысленно и целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен хорошо знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести текст до слушателей. Постановка конкретной

задачи и позволяет повысить действенность речи н чтения. К. С. Станиславский отмечал: «Говорить - значит действовать. Эту-то активность дает нам задача: внедрять в других своп видения. Неважно - увидит другой или нет. Об этом позаботится матушка-природа и батюшка-подсознание» .

Искусство художественного чтения - самостоятельный вид искусства. Его определяют как «вторичную относительно самостоятельную художественную деятельность, творческая сторона которой проявляется в форме художественной интерпретации» . При этом под художественной интерпретацией понимается «трактовка продукта первичной художественной деятельности в творческом процессе исполнения» [там же]. Действительно, музыкальное искусство не может обойтись без композитора, и композитор нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое справедливо по отношению к драматургу и актеру. В связи с тем, что искусство чтения приобрело свою самостоятельность в результате длительного процесса трансформации устного народного творчества в письменную литературу, авторский стиль многих произведений порой никаким другим искусством, кроме искусства чтения, выраженным быть просто не может. Например, описание гоголевской степи.

Художественное чтение искусство синтетическое, оно лежит на стыке литературы и сценического искусства. Однако в каждом из этих искусств воплощение произведения осуществляется разными выразительными средствами. В театре пьеса разыгрывается коллективом актеров, в искусстве чтения исполнителем является один че-

ловек. В театре каждый актер играет одну роль, а чтец воплощает всю систему образов. Актер перевоплощается в образ персонажа, чтец не перевоплощается в образы героев, он лишь рассказывает о том, как они живут и действуют, что они говорят, думают и чувствуют. Выявляя свое отношение к происходящему, чтец рассказывает так, как будто сам является свидетелем событий. У актера два выразительных средства: словесное и физическое действие, у чтеца - одно, словесное, но оно сложнее, чем у актера. Актер общается с партнерами, а чтец со слушателями. Кроме того, актер живет на сцене в настоящем времени, а чтец - в прошедшем: он всегда знает, чем закончится рассказ, и это помогает ему заинтересовать слушателей.

Почему же тогда основные положения «системы» Станиславского определяют всю работу над выразительностью чтения? Дело в том, что если актер играет разные роли, то чтец тоже играет, но всегда одну и ту же роль - роль рассказчика, опираясь при этом на искусство переживания, теоретически обоснованное Станиславским. Проблема образа рассказчика - кардинальная проблема искусства чтения. «Исполнитель литературного произведения, сохраняя свой внешний облик, не может всегда оставаться "самим собой. В зависимости от стиля произведения, эпохи, намерения автора, что-то должно в нем, в его внутренней природе перевоплотиться» .

Процесс перевоплощения - то общее, что сближает чтецкое искусство с актерским. Для того чтобы создать образ повествователя, чтец должен стать, по выражению А.Я. Закушняка , «как бы вторым автором, пройти

путь, по которому шел автор, но только лишь обратный. Если писатель порою мучительно ищет слово, которое помогло бы ему как можно точнее и ярче нарисовать возникшую в его воображении картину, то чтец, наоборот, должен оживить эту картину, озвучить текст автора, перевести его из письменной формы речи в устную, используя все средства интонационной выразительности.

Чтец играет роль посредника между автором и слушателями. Стремясь передать как можно полнее н точнее интонацию, заданную автором, он в то же время делает это по-своему. К тому же, если бы можно было раз н навсегда установить модель интонации того или иного автора, его произведение перестало бы нас интересовать. Но искусство инвариантно по своей природе, и произведение продолжает жить независимо от его создателя, а каждое поколение находит в нем порой то, чему удивился бы сам его создатель.

Живая реакция слушателей на чтение также оказывает неоценимую услугу чтецу: или вдохновляет его, награждая за труд, или озадачивает, отвергая неудавшуюся или ошибочную трактовку произведения и тем самым подсказывая ему направление последующей «доработки». Учитывая особенности той или иной аудитории, чтец уточняет свою исполнительскую задачу, порой в корне ее меняет. Показательной в этом плане является работа Д.Н. Журавлева над рассказом А.П. Чехова «О любви». Чтец много лет исполнял один из эпизодов как легкий, светский разговор красивой и счастливой женщины с бывшим знакомым:

«С тех пор, как они увиделись впервые, прошло полгода...

Вы похудели, - сказала она, - Вы больны?

Да, У меня простужено пл ечо, и в дождливую погоду я дурно сплю.

У вас вялый вид... Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на памят ь, и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу...»

После многих концертов Журавлев понял, что неверно увидел своих героев и потому не понял смысла их разговора. «Нет, они не стоят и не ходят, и она не равнодушна. Они сидят рядом, повернувшись друг к другу, не могут оторвать взгляды. Она понимает, какое трудное время он пережил, и это больно ей - она хочет помочь, поддержать его, заставить снова почувствовать себя моложе, счастливее, сильнее. II Алехин вдруг понимает, что Анна Алексеевна - единственный человек, которому небезразлична его жизнь» .

Этот пример свидетельствует о неисчерпаемости работы чтеца над произведением и о том, какую важную роль в постижении его глубины играет выразительное чтение. Чтобы показать воздействие на слушателей, чтец должен, работая над произведением, пройти по герменевтическому кругу понимания текста, разгадать «загадки», рассыпанные в нем автором. Для понимания подлинного смысла произведения чтецу необходимы языковые и фоновые знания, умение проникать в его контекст н подтекст.

Выразительное чтение учителя является ключом к пониманию школьниками содержания произведения, образцом для подражания.

Оно призвано компенсировать несовершенство чтения учащихся, их недостаточный опыт в умении получать из текста информацию. Профессиональное чтение учителя дает школьникам возможность сопереживать героям произведения, обсуждать читаемое. Снимая необходимость объяснения, чтение является оценкой и комментарием текста, передает колорит литературного произведения. О том, как именно проходит обучение студентов выразительному чтению, можно узнать из нашей монографии «Основы методики выразительного чтения и рассказывания» (М., 2014).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст] / Б.Н. Головин. - М., 1980.

3. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение [Текст] /Л.А. Горбушина, А.П. Николаи-чева. - М., 1978.

4. Волконский, С. Выразительное слово [Текст] / С. Волконский - СПб., 1912.

1Пр 5. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи lob учащихся [Текст] / Н.И. Жинкин. - М., 1966.

6. Станиславский, К.С. Собр. соч.: в 8 т. [Текст] / К.С. Станиславский. - Т. 3. - М., 1955.

7. Чернышев, В.И. Азбука выразительного чтения [Текст] / В.И. Чернышев. - СПб., 1910.

8. Леонтьев, А.А. Психология речевого общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - Тарту, 1984.

9. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение [Текст] / Г.В. Артоболевский. - М., 1978.

10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М., 1979.

11. Гуренко, Е.Г. Исполнительское искусство [Текст] / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск, 1985.

12. Смоленский, Я.М. Читатель. Чтец. Актер. [Текст] / Я.М. Смоленский. - М., 1983.

13. Закушняк, А.Я. Вечера рассказа [Текст] / А.Я. Закушняк. - М., 1984.

14. Петрова, А.Н. Сценическая речь [Текст] / А.Н. Петрова. - М., 1981.

1. Golovin B.N., Osnovy kul"tury rechi, Moscow, 1980.

3. Gorbushina L.A. Nikolaicheva A.P., Vyrazitel"noe chtenie, Moscow, 1978.

4. Volkonskij S., Vyrazitel"noe slovo, Sankt-Petersburg, 1912.

5. Zhinkin N.I., Razvitie pis"mennoj rechi uchashhihsja, Moscow, 1966.

6. Stanislavskij K.S., Sobr. soch. v 8 t., T. 3, Moscow, 1955.

7. Chernyshev V.I., Azbuka vyrazitel"nogo chtenija, Sankt-Petersburg, 1910.

8. Leont"ev A.A., Psihologija rechevogo obsh-henija, Tartu, 1984.

9. Artobolevskij G.V., Hudozhestvennoe chtenie, Moscow, 1978.

10. Bahtin M.M., Jestetika slovesnogo tvorchest-va, Moscow, 1979.

11. Gurenko E.G., Ispolnitel"skoe iskusstvo, Novosibirsk, 1985.

12. Smolensky Ja.M., Chitatel". Chtec, Akter, Moscow, 1983.

13. Zakushnjak A.Ja., Vechera rasskaza, Moscow, 1984.

14. Petrova A.N., Scenicheskaja rech", Moscow, 1981.

Шелестова Зинаида Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Shelestova Zinaida A., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Speech Therapy Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

Разделы: Начальная школа

В системе развивающего обучения я работаю 8 лет. С 1997 года, пройдя курсы при ИПКРО, работаю по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова в начальной школе по программе 1 - 4. Безусловно, эта система обучения более эффективна по сравнению с традиционной методикой, т.к. основывается на ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, повышает активность и разносторонность развития ребенка.

Так как дети приходят в первый класс подготовленные, умеющие читать, то нет необходимости затягивать период обучения грамоте. И, перейдя к литературному чтению, я с первых уроков начинаю работать над выразительностью чтения как стихотворных, так и прозаических произведений. Я считаю, что велика роль выразительного чтения, т.к. дети, владеющие этой техникой, наиболее ярко и эмоционально воспринимают мир литературных героев и позиции авторов произведений.

Обучение выразительному чтению я начинаю со знакомства с биографией и творчеством авторов детской художественной литературы. Всю эту работу можно разделить на три блока:

  • Поэтические произведения детям (А.Барто, Б.Заходер, С.Маршак, С.Михалков, В.Берестов, К Чуковский, Е.Благинина, И.Крылов)
  • Писатели - прозаики детям (В.Драгунский, Б.Житков, М.Пришвин, Е.Чарушин, Л.Толстой, К.Ушинский, Э.Успенский, Г.Остер)
  • Великие сказочники (Д.Родари, Д.Киплинг, сказки братьев Гримм, Х.К.Андерсен, Н.Носов)

В начальной школе уже не проводятся уроки внеклассного чтения, а содержание программы по чтению недостаточно знакомит учащихся с произведениями этих авторов, поэтому я и включила в свою программу обучения выразительному чтению эти темы. Да и на каких же еще произведениях можно так ярко, эмоционально, а главное доступно научить детей понимать литературные образы? Используя возможности фонотеки, а так же свое умение, я учу ребят слышать выразительность слова. В первом классе, безусловно, дети подражают своему учителю. И уже сейчас есть свои результаты.

Тематическое планирование
уроков выразительного чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова (1 - 4)

Тема урока

1. Поэтические произведения для детей. Выразительное чтение стихов разных авторов учителем, прослушивание пластинки.
2. Выразительное чтение прозаического текста. Чтение учителем, прослушивание пластинки.
3. Сказка. Выразительное чтение сказки без диалога и с диалогом.
4. Как прочесть загадку, пословицу, прибаутку, скороговорку и т.д.
5.
6. Знакомство с творчеством А. Барто.
7. Творчество С. Маршака.
8. Произведения С. Михалкова.
9. Творчество В. Берестова.
10. К.И. Чуковский - любимый детский писатель. Стихи.
11. Загадки и сказки К. Чуковского.
12. Б. Заходер детям.
13. Стихи Е. Благининой.
14. И. Крылов - великий баснописец.
15. В. Драгунский “Денискины рассказы”
16. Б. Житков “Рассказы о животных”.
17. М. Пришвин - о животных.
18. Е. Чарушин - рассказы о животных.
19. Л. Толстой о детях.
20. К. Ушинский детям.
21. Э. Успенский - смешные рассказы и сказки для детей.
22. Г. Остер - творчество для детей.
23. Д. Родари - сказки и стихи.
24. Д. Киплинг - сказки.
25. Сказки братьев Гримм.
26. Х.К. Андерсен - сказки.
27. Н. Носов “Приключение Незнайки”
28. Зачем нужен красивый голос, что такое “хороший голос”? Роль слова в человеческом общении. Будь вежливым.
29. Темп чтения при выразительном чтении.
30. Интонации в голосе (весело, грустно и т.д.) при выразительном чтении. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
31.
32. Выделение главных смысловых слов. Логическое ударение.
33. Рифма. Ее значение при сочинении стихов. Подбор рифмующихся слов.

Со второго класса программа по выразительному чтению усложняется. С этого момента дети учатся понимать и выразительно читать пословицы и поговорки, статьи научно - популярной литературы, произведения с диалогами и без них. Постепенно вводятся такие понятия, как: темп чтения (быстро и медленно), тон голоса (постановка голоса разных литературных образов), мимика лица при чтении, интонация (весело, грустно и т.д.), паузы и их значение, повышение и понижение голоса, учатся выделять опорные слова и определять их роль в произведении.

Тематическое планирование
уроков выразительного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема урока

1. Выразительное чтение стихов. Прослушивание пластинки.
2. Выразительное чтение литературного текста.

Прослушивание пластинки.

3. Сказка. Выразительное чтение сказки без диалогов.
4. Выразительное чтение сказки с диалогами.
5. Как прочесть загадку, пословицу выразительно?
6. Выразительное чтение научно - популярной литературы.
7. Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.
8. Слова приветствия и прощания. Беседа “Будь вежливым”.
9.
10. Произношение слов быстро и медленно. Значение темпа чтения при выразительном чтении.
11.
12. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
13. Постановка тона голоса при чтении разных героев.
14. Чтение текста с различной интонацией (весело, грустно).
15. Что такое текст?
16. Какие бывают тексты?
17. О чём можно узнать по заглавию?
18. Главные герои произведения - опорные слова текста.
19. Повышение и понижение голоса при чтении стихотворения.
20. Повышение и понижение голоса при чтении литературного произведения.
21. Практическая занятие: повышение и понижение голоса при чтении стихотворения.
22. Практическое занятие: повышение и понижение голоса при чтении прозы.
23.
24. Паузы, их виды. Значение паузы при чтении выразительно.
25.
26. Выделение главных смысловых слов. Значение выделения слов при чтении выразительно.
27. Выделение главных слов.
28. Чтение текста с выделением главных слов.
29. Рифма. Её значение при сочинении стихов.
30. Нахождение в тексте рифмующихся слов.
31. Подбор рифмующихся слов.
32.
33. Составление текста с рифмующимися словами.

Но не только уже известные тексты помогают мне научить детей выразительному чтению. Учащиеся сами пробуют составлять тексты с рифмующимися словами, изменяют эмоциональную окраску текста так, чтобы это произведение уже звучало по другому. И, конечно же, инсценировки басен, сказок, смешных рассказов.

В результате этой работы каждый ребенок понимает, что любой текст любого жанра литературы можно прочитать с особым чувством.

Выразительное чтение помогает развитию творческой личности, ведь недаром в 3 классе мои ученики участвовали в постановке музыкальной сказки “Спящая красавица” на немецком языке. Все роли, которые говорились, а не пелись, были поручены моим ребятам. С первого класса мои дети занимаются в музыкальной студии “Камертон” и выступая на первом своем концерте в день 8 Марта, они так прониклись содержанием песен, прочувствовали настроение, что в ход пошли не только слова, но и мимика лица. А этому тоже учат уроки выразительного чтения. На наших уроках выразительного чтения мы используем специальную таблицу мимики лица, где наиболее хорошо отображены эмоциональные настроения произведений.(Приложение)

Выразительное чтение можно использовать не только на уроках литературы, но и на других уроках: сложнее младшему школьнику сделать краткую запись к задачи, если он не понял и не выделил голосом о чем говорится в задаче. А это уже не простое чтение.

Сегодня на уроке русского языка дети отгадывали загадки. Они слышали мое чтение, вникали в образ, им было интересно. Затем они сами читали загадку, представляли героя, доказывали своим чтением почему автор назвал цыпленка “чудом”. Эта деятельность помогла не только справиться с заданием, но и развивала мышление, умение доказать свою точку зрения, показать красоту художественного слова. Предлагаю разработку урока русского языка, где используются элементы выразительного чтения.

Тема. Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

Знать. Правило написания слов с данными буквосочетаниями.

Уметь. Правильно писать и проверять слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, применяя правило.

ОУУН. Учиться понимать учебную задачу под руководством учителя. Учиться проверять работу свою и товарища.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, запись числа.

2. Чистописание.

На доске элементы букв Нн

  • Ребята, кто узнал элементы каких букв у нас на доске?
  • Составьте букву и запишите ее.

3. Словарь.

На доске слово Начало . Учащиеся объясняют смысл слова, пользуясь словарем. Записать три раза, отметить орфограмму.

  • Что можно сказать об этом слове?
  • Что необычного в этом сочетании букв?
  • Какие еще сочетания вы выучили на уроках русского языка?
  • Для чего надо знать правила?

Сегодня на уроке мы проверим, все ли из вас научились грамотно писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. А сумеем мы это узнать, если вы будете внимательными при проверке заданий.

4.

На доске кроссворд. Учитель читает загадки:

  • На какое правило я составила для вас кроссворд?
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука)
Растет на грядке с кислинкой
Зеленый лист, как косынка.
Не ленись, его сорви.
С ним пирог ты испеки. (Щавель)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
К розе не подпускают,
От всех ее защищают. (Шипы)
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
“Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!” (Часы)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (Чайник)
Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки.
Боятся кошки. (Мыши)

Задание: самостоятельно записать отгадки. Проверка сигнальными блокнотами

  • Почему вы не записали слово акула?

5.

Догадайтесь - ка, ребята,
Отчего ежи, ужи,
Щуки, белки и волчата
Рассмеялись от души

На доске слова: Ежы, ершы, щюки, бельчята, волчята .

Проводится игра “Исправь ошибку”.

1 ряд - списать правильно слова (самопроверка по правильному образцу на доске)

2 ряд - записать только те слова, где есть сочетание -ЧА (проверка с учителем)

3 ряд - составить предложение с любым из этих слов (проверка - обмен тетрадями. Выбрать лучшее предложение, прочитать его выразительно)

  • У кого не было ошибок?

6.

Работа с учебником (стр.50), упражнение 83. Выразительное чтение загадки:

  • Кто хочет прочитать загадку?
  • Понравилась? Что понравилось в загадке?
  • Что помогло вам отгадать?
  • Почему К. И. Чуковский назвал цыпленка “ЧУДОМ”?
  • Прочитайте, какими словами он это выразил.
  • Посмотрите, как нарисовала Алиса Терехова героя этой загадки. Как вы думаете, подходит этот рисунок к тексту и почему?
  • Как же голосом можно передать настроение этого произведения?
  • Кто еще хочет прочитать загадку и теперь более выразительно?
  • А хотите услышать как бы я ее прочитала?
  • Какое еще задание есть в упражнении?
  • Прочитайте про себя. Кому не понятно, что нужно делать?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а затем при проверке один ученик читает слова, а другие хлопают в ладоши, если все верно.

7. Итог.

Итак, ребята, просмотрите, пожалуйста, свою классную работу:

  • Есть ли у кого -нибудь ошибки?
  • Как вы думаете, научились ли мы грамотно писать слова, где есть сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ?
  • Что вам помогло правильно справиться со всеми заданиями?

Для того, чтобы отследить качество работы, выявить развитие детей в этом направлении, я использую ведомости проверки выразительности чтения в начальной школе. Раньше, когда учитель проверял технику чтения, он ставил отметку в графе “Выразительность”. Я считаю, что это неправильно, т.к. нельзя проверять выразительность чтения на незнакомом тексте да еще соблюдая темп чтения. Для того чтобы прочитать выразительно текст, ребенку необходимо понять его содержание, определить характер произведения. Лишь только к 4 классу ребенок может достигнуть того уровня чтения незнакомого текста выразительно, который соответствует предъявляемым требованиям. Но таких детей, к сожалению, немного.

Поэтому ведомости проверки в 1 классе отличаются от 2 класса, в них нет графы “Количество слов”, ведь здесь главное качество.

В результате такого мониторинга можно проследить уровень формирования навыков выразительного чтения у учащихся.

Выразительное чтение литературных произведений в начальной школе

Дети, которые овладевают навыками выразительного чтения - дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.

Курс выразительного литературного чтения призван ввести детей в мир художественной литературы и помочь им осмыслить образность словесного искусства, увидеть красоту речи, тем самым пробудить у детей интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира, многообразие и красоту русского языка.

Цель курса - знакомство учащихся с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, формирование навыка выразительного чтения произведений любого жанра, стиля, текстов любой сложности, формирование способов и приемов работы над текстом и книгой, побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения, формирование навыков орфоэпически правильного чтения.

Программа курса выразительного чтения предполагает обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения).

Правила подготовки к выразительному чтению:

Представить себе изображаемую картину

Услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность

Определить характер произведения, выбрать правильную интонацию

Осмыслить исполнительскую задачу

Программа курса предоставляет учителю возможность варьировать состав и последовательность произведений и форм работы с учебным материалом при соблюдении логики построения программы.

Первый год обучения

Задачи первого года обучения - показать ребенку значение художественного текста, научить его проникать в содержание словесного художественного произведения. Они включают в себя формирование первоначальных представлений: о слове и тексте как носителях художественной формы, о структуре художественного текста и его элементах, о персонаже, событии и ходе событий, об авторской позиции.

Соответственно этому в программе первого года обучения три части:

  1. Знакомство с детским игровым фольклором народов мира.
  2. Детская авторская поэзия и проза.
  3. Выразительность чтения произведений разных жанров и стилей.

К концу первого года обучения формируются

  • умение отличать художественное произведение от научно - делового, стихи от прозы, узнавать сказки и рассказы
  • формируются установки на индивидуальное и совместное переживание веселого, печального, страшного, занимательного и т.д.
  • осознание с помощью учителя отношения автора к герою
  • различие персонажей по характеру отношения к герою
  • подготовка выразительного чтения под руководством учителя и декламации перед классом

Второй год обучения

Задачи второго года обучения - научить учащихся определять логическое ударение, использовать звучание своего голоса, громкость, паузы, темп чтения, выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту, произносить считалки, анализировать пословицы и поговорки, работать с различными типами текстов, познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями),с рифмой, учить детей ценить образность слова, его выразительность.

Соответственно этому в программе второго года обучения две части:

1.Формирование приемов работы с текстом для выразительного прочтения.

2.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

К концу второго года обучения формируются

  • знание литературоведческих терминов
  • умение применять при выразительном чтении интонацию голоса, соблюдать темп чтения, использовать паузы, ставить логическое ударение
  • формируется навык орфоэпически правильного чтения
  • развитие четкой дикции
  • умение декламировать

На прошлых выпускниках я апробировала программу по выразительному чтению и получила неплохие результаты.

Результаты
проверки навыков выразительного чтения учащихся 2001 - 2004 уч.г.

Уровень \ Классы

сформированы
частично сформированы
не сформированы

Результаты
проверки навыков выразительного чтения учащихся 1 класса 2005 уч.г.

На основании этих таблиц можно построить диаграммы, где наглядно видно результаты работы.

Я могу смело заявлять о том, что дети, которые овладевают навыками выразительного чтения - дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Таким учащимся легко справиться и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает.