Что такое черчение определение для детей. Базовые определения и термины чертежей. Последовательность выполнения чертежей деталей

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Что такое чертеж? Итак, для чего нужны чертежи. Современное производство невозможно без применения чертежей. Чертежом называют изображение предмета на плоскости, по которому можно судить о его форме, устройстве, назначении и размерах. Чертеж дает также и другие необходимые сведения об изображаемом предмете: особенностях его изготовления, материале, из которого он сделан, а также контроле, испытании, приемке и т. п.

Чертеж выражает мысли конструктора и архитектора, является одним из основных проектно-конструкторских документов. По чертежам изготовляют детали различных механизмов и приборов и производят их сборку. Пользуясь чертежами, заводы строительной индустрии выпускают отдельные элементы зданий и сооружений, а затем на строительной площадке строители производят их монтаж.

Трудно найти область производства, где бы не применялся чертеж. Чертеж понятен технически грамотным людям любой национальности. Недаром французский ученый Гаспар Монж, основоположник науки «Начертательная геометрия», назвал чертеж языком техника.

История развития черчения связана с развитием производительных сил общества, в ходе которого изменялись требования к чертежу, менялось его содержание и графическое оформление.

Изображать окружающие предметы люди научились раньше, чем стали писать. До нашего времени сохранились рисунки на стенах пещер, скалах, выполненные первобытными людьми.

Однако чертежи как средство выражения технической мысли появились только тогда, когда возникло разделение труда.

Разделение труда наметилось, прежде всего, в строительном деле. Не случайно, поэтому первыми появились чертежи строений и населенных мест: жилищ, храмов, дворцов, городов и т. п. По этим чертежам строители осуществляли замыслы зодчих. При раскопках Вавилона была найдена статуя зодчего, который читает чертеж, изображенный на каменной плите.

Исторические документы указывают на применение чертежей зодчими Древней Руси. Памятники старинной русской архитектуры Москвы, Киева, Новгорода, Владимира и других городов свидетельствуют о высоком мастерстве русских строителей.

Особенно развивается в России строительное черчение с Петровской эпохи в результате развернувшегося строительства городов. Чертежи, выполненные талантливыми русскими зодчими: М. Немцовым (1688- 1743), Ф. Л. Аргуновым (1716- 1768), В. И. Баженовым (1737 - 1799), М. Ф. Казаковым (1738- 1812) и др., отличались высокой графической культурой.

Уже в тот период строительные чертежи выполнялись в прямоугольных проекциях и перспективе, включали фасады, планы и разрезы зданий и сооружений, а также отдельные их детали.

Появление первых машиностроительных чертежей связано с развитием мануфактурного производства.

Утвердившееся в производстве разделение труда привело к необходимости заказывать и изготовлять изделия по чертежам.

Производство сложных изделий потребовало выполнения чертежей в масштабе с указанием размеров - методом прямоугольного проецирования. Этот метод, позволяющий сохранить без искажения размеры изображаемого предмета, широко применяется в настоящее время.

В конце XVIII в. французский ученый и инженер Гаспар Монж обобщил и научно обосновал накопившийся к тому времени опыт изображения предметов на плоском чертеже и в 1798 г. издал труд «Начертательная геометрия».

Начертательная геометрия - наука, изучающая закономерности изображения на плоскости пространственных форм и решения пространственных задач проекционно-графическими методами.

Начертательную геометрию справедливо называют грамматикой чертежа.

В России начертательная геометрия преподается с 1810 г.

Большой вклад в эту науку внесли русские ученые Я. А. Севастьянов, Н. И. Макаров, В. И. Кур номов, Е. С. Федоров, а затем советские ученые Н. А. Рынки, Д. И. Каргин, А. И. Добряков, Н. Ф. Четверухин и др.

Развитие машиностроения, кооперирование предприятий и обмен между ними чертежами требовали установления единой системы правил и приемов выполнения чертежей. Единая система необходима была также в связи с широко развернувшейся подготовкой технических кадров. Требовалось обеспечить связь между изучаемой теорией черчения и практикой черчения в проектных и производственных организациях. Этим вызвана работа по стандартизации чертежей, начавшаяся в 1926 г.

В конце 1928 г. в Советском Союзе была разработана и опубликована единая система правил и норм машиностроительного черчения в виде общесоюзных стандартов на чертежи (ОСТ 350-358).

В дальнейшем работа над совершенствованием этих стандартов не прекращалась, они подвергались пересмотру и утверждались в новой редакции в 1934, 1939, 1946, 1952, 1959, 1965, 1966, 1968 и последующих годах.

С 1.01.1971 г. введена в действие Единая система конструкторской документации (ЕСКД), представляющая комплекс стандартов, устанавливающих правила выполнения, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой проектно-конструкторскими организациями и промышленными предприятиями. В дальнейшем подобная система стандартов, определяющих правила выполнения и оформления конструкторской документации, была разработана для стран Совета экономической взаимопомощи (СТ СЭВ). В настоящее время ряд стандартов СЭВ объединен с аналогичными стандартами ЕСКД.

Ряд стандартов ЕСКД распространяется на строительные чертежи; они должны выполняться и оформляться также в соответствии со стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС). Эти стандарты, учитывая специфику строительных чертежей, дополняют правила их выполнения и оформления, приведенные в стандартах ЕСКД. Ниже более подробно будут изложены основные положения некоторых стандартов ЕСКД и СПДС, необходимые при выполнении и оформлении различных технических чертежей, в том числе и строительных.

Чертеж - конструкторский документ. К конструкторским документам относят графические (чертежи, схемы) и текстовые (спецификация, ведомости, технические условия и т. д.) докумен­ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со­став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

ГОСТ ЕСКД устанавливает различные виды графической конструкторской документации: чертеж детали, сборочный чертеж , чертеж общего вида, габаритный чертеж, монтаж­ный чертеж, схемы.

Чертеж является основным графическим документом, по­скольку по нему осуществляется разработка (чертеж общего ви­да), изготовление (чертежи рабочие, сборочные, общего вида), сборка (сборочные и монтажные чертежи) и контроль за качест­вом изготовления изделия (используются все виды чертежей).

Основным конструкторским документом для изготовления де­талей является чертеж.

Чертеж детали - это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изго­товления и контроля.

Все чертежи выполняются по определенным правилам, уста­новленным стандартом.

Форматы. Чертежи выполняют на листах бумаги определен­ного размера, называемых форматами.

ГОСТ 2.301-68 устанавливает следующие основные форматы: A0(841X1189), A1 (594X841), A2 (420X594), A3 (297X420), A4 (210X297).

На уроках черчения вы используете формат A4, размеры ко­торого равны 210x297.

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу так, как показано на рисунке 127.

Основная надпись чертежа. В правом нижнем углу распола­гается основная надпись чертежа. ГОСТ 2.104-68 устанавлива­ет форму и размеры основной надписи. На рисунке 128 приво­дится пример выполнения основной надписи, используемой на учебных чертежах.

Рис. 127. Оформление формата



Рис. 128. Основная надпись учебного чертежа

Размеры на чертежах . Для полноты передачи информации на чертежах используют знаковую систему графического языка . Она предназначена для уточнения геометрической формы изо­бражаемого объекта и передачи метрической информации о ней, для указания технических и технологических требований и ха­рактеристик, предъявляемых к изделию. Для каждого вида тех­нической и технологической информации существуют свои, строго определенные носители информации (знаки, буквы, цифры, надпи­си). Знаковая система графического языка закреплена в ГОСТах в виде правил. Рассмотрим группу правил знаковой системы, отно­сящихся к нанесению размеров (ГОСТ 2.307-68).

Размер - величина отрезка, угла, дуги, окружности, выра­женная в каких-либо единицах. Например, в странах с метриче­ской системой измерения на машиностроительных чертежах размеры проставляются в миллиметрах, градусах, радианах, мину­тах, а на строительных - в сантиметрах.

В других странах используется иная система измерений, поэтому размеры на чертежах проставляются в дюймах. Одни дюйм (американский) равен 24,5 мм (Г- 24,5 мм).

Размеры на чертеже - величины, используемые для уточне­ния геометрической формы изображенного объекта, его элемен­тов и позволяющие осуществить изготовление и контроль за со­блюдением геометрических параметров изделия.

Нанесение размеров - процесс нанесения на изображения чертежа выносных и размерных линий, размерных чисел с уче­том формы (в том числе ее конструктивных особенностей) изде­лия и технологии его изготовления.

Для нанесения размеров каждого элемента формы существу­ют определенные правила. Вы знаете, что на видах форма ото­бражается контурами, состоящими из отрезков прямых, дуг ок­ружностей и т. д. Проставляя размеры для каждого элемента изображения на чертеже, мы тем самым задаем размеры пред­мета, которые наносятся по определенным правилам.

Нанесение размеров отрезков прямых. При нанесении раз­меров формы, изображенной на чертеже отрезками прямых, предпочтительно проставлять размеры следующим образом. От концов отрезка проводят две параллельные между собой сплош­ные тонкие линии, которые называются выносными линиями (рис. 129, а). На расстоянии 10 мм от отрезка и параллельно ему проводят сплошную тонкую линию, называемую размерной ли­нией . Размерная линия своими концами упирается в выносные линии и заканчивается стрелками. Начертание стрелок показа­но на рисунке 129, б. Выносные линии выходят за размерные на 1-3 мм. Над размерной линией проставляют размерное число , которое всегда указывает истинный размер элемента формы (ребра, грани и т.д.).


Рис. 129. Нанесение размеров отрезков прямых. Изображение стрелки

В местах нанесения размерного числа осевые, центровые ли­нии и линии штриховки прерывают (рис. 130, а). Стрелки не должны пересекать линию видимого контура (рис. 130, б).

Если для нанесения размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры проставляются так, как показано на рисунке 130, в.

Нанесение размеров дуг окружностей. Проставляя размеры формы дуг окружностей, используют следующие правила.

Размерную линию проводят концентрично дуге, выносные ли­нии - параллельно биссектрисе угла, над размерным числом ставят знак дуги. Размерное число показывает длину дуги (рис. 131, а).

При нанесении радиуса дуги окружности допускается отме­чать положение ее центра пересечением штрихов. Сплошной тон­кой линией проводят прямую, соединяющую центр дуги с одной из ее точек. Эта линия будет являться размерной линией, которую заканчивают стрелкой, упирающейся в дугу. Размерное число, показывающее радиус дуги, проставляют над размерной линией (рис. 131, б) или на полке линии выноски (рис, 131, e) за знаком R. Высоты знака радиуса и размерного числа должны быть одинаковыми.



Рис. 130. Нанесение размерных чисел


Рис. 131. Нанесение размеров дуги


Рис. 132. Простановка малых и больших диаметров окружностей

При проведении нескольких радиусов из одного центра их размерные линии не располагают на одной прямой (рис. 131, г).

Нанесение размеров окружностей. ГОСТ допускает большое разнообразие в простановке размеров цилиндрических, кониче­ских и сферических поверхностей в тех случаях, когда они изо­бражаются окружностями. Нанесение размеров обусловлено диаметром изображаемой окружности (рис. 132).

При нанесении размеров окружностей перед размерным чис­лом ставят знак диаметра - 0 (см. рис. 132). Высота знака диаметра соответствует высоте размерного числа, наклон прямо­линейного элемента знака диаметра составляет угол 60° с гори­зонтальной прямой.

Нанесение размеров углов. При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его верши­не, а выносные линии радиально, т. е. на продолжении сторон угла (рис. 133). Угловые размеры указывают в градусах, мину­тах, секундах с обозначением единиц измерения.

Нанесение размеров на изображения некоторых конструк­тивных элементов формы изделий. Одним из конструктивных элементов изделия является фаска - ско­шенная кромка стержня, бруска, отверс­тия (рис. 134, а). Нанесение ее величины осуществляется либо простановкой двух линейных размеров (рис. 134, б), либо линейным и угловым размерами (рис. 134, в, г).

Если на чертеже имеется несколько одинаковых фасок, то размер наносят один раз так, как показано на рисунке 134, г. Эта надпись означает, что снято две фаски размером 2 мм под углом 45*.

Нанесение размеров шлица (рис. 135, а) - паза в виде узкой прорези или канавки на головках винтов и шурупов - пред­ставлено на рисунке 135, б.

Нанесение размеров проточки - кольцевого желоба на стержне (рис. 136, а) или в отверстии - производят с помощью выносного элемента (рис. 136, б).

Нанесение размеров прямоугольного паза (рис. 137, а) - выемки (углубления) прямоугольной формы - показано на ри­сунке 137, б.


Рис. 134. Нанесение размеров фаски

Рис. 135. Нанесение размеров шлица


Рис. 136. Нанесение размеров проточки на стержне


Рис. 137. Нанесение размеров паза


Рис. 138. Нанесение размеров шпоночного паза

Пример нанесения размеров шпоночного паза 2 - углубле­ния на валу 1, втулке 4 или ступице колеса, предназначенного для размещения в них шпонки 3, - приведен на рисунке 138.

Нанесение размеров галтели (рис. 139, а) - криволинейной поверхности плавного перехода одного элемента детали к друго­му - приведено на рисунке 139, б.

Нанесение размеров лыски (рис. 140, а) - плоского среза на цилиндрических, конических или сферических участках деталей, как правило, параллельного оси вращения, - показано на ри­сунке 140, б.

Нанесение размеров на изображениях изделий (рис. 141). Об­щее число размеров, проставленных на чертеже, должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.


Рис. 139. Нанесение размеров галтели



Рис. 140, Нанесеиие размеров лыски

Габаритными размерами определяются предельные величины внешних очертаний изделий. За габаритные размеры принимают длину, ширину, высоту изделия. Эти размеры всегда больше других, поэтому на чертеже их располагают дальше от изобра­жения, чем остальные.

При нанесении нескольких параллельных или концентриче­ских размерных линий расстояние между ними должно быть не менее 7 мм. Размерные числа располагают в шахматном поряд­ке (см. рис. 141).

Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия нано­сят один раз с указанием их числа на полке линии выноски (см. рис. 141).

На чертежах иногда наносят справочные размеры, т. е. не подвергающиеся контролю. Они отмечаются знаком * (рис. 142). На месте расположения технических требований (над основной надписью) делают запись: * - размеры для справок.

Размеры на чертежах проставляют с учетом возможного тех­нологического процесса изготовления детали и удобства контро­ля ее геометрических параметров. Размеры наносят, начиная от базовых поверхностей или осей симметрии. В процессе изготов­ления и контроля детали именно от них производится обмер формы. Размеры наносят таким образом, чтобы обеспечить дос­таточную точность и удобство изготовления, измерения и контро­ля детали без каких-либо дополнительных подсчетов размеров. Существует несколько способов нанесения размеров детали, ко­торые показаны на рисунке 143.

Масштабы. На чертеже все изображения выполняются в со­ответствии с масштабом - отношением размеров изображения к действительным размерам изображаемого предмета (рис. 144). ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующие масштабы: масштаб натуральной величины (1:1), при котором размеры изображения соответствуют действительным размерам детали в натуре;

масштабы уменьшения (1:2; 2:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100 и т. д.), при которых размеры изображения меньше по сравнению с действительными размерами детали в натуре;


Рис. 141. Нанесение размеров


Рис. 142. Простановка справочных размеров

Рис. 143. Способы простановки размеров: а - обычный; б - цепочкой; в - от одной базовой поверхности; г - от двух базовых поверхностей

Представляет собой точное графическое изображение на плоскости объекта (изделия), выполненного по особым правилам.

Виды чертежей, предусмотренные стандартом (ГОСТ 2.102- 68)

  • Чертеж детали - документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.

  • Сборочный чертеж - содержит изображение изделия в сборе (суппорта станка, заднего моста автомобиля, колеса трактора и т. п.) и включает данные, необходимые для сборки (изготов­ления) и контроля изделия. К сборочным чертежам относятся также гидромонтажные, пневмомонтажные и электромонтажные чертежи.

  • Чертеж общего вида - определяет конструкцию изделия, взаимодействие его основных составных частей и поясняет принцип работы изделия.

  • Теоретический чертеж - определяет геометрическую форму (обводы) изделия и координаты расположения составных частей.

  • Габаритный чертеж - содержит контурное (упрощенное) изображение изделия с габаритными, установочными и присоеди­нительными размерами.

  • Монтажный чертеж - содержит контурное (упрощенное) изображение изделия, а также данные, необходимые для его уста­новки (монтажа) на месте применения. К монтажным чертежам также относят чертежи фундаментов, специально разрабатываемых для установки изделия.

  • Схема - это чертеж, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.

Виды чертежей по способу выполнения и характеру использования

  • Оригинал - это чертеж, выполненный на любом материале и предназначенный для изготовления по нему подлинника.

  • Подлинник -чертеж, оформленный подлинными установ­ленными подписями и выполненный на любом материале, позволяю­щем многократное воспроизведение с него копий. Допускается в качестве подлинника использовать оригинал, фотокопию или экземпляр образца, изданного типографским спосо­бом, оформленный заверительными подлинными. установленными подписями лиц, ответственных за выпуск документа.

  • Дубликат - это чертеж, идентичный подлиннику, выпол­ненному на любом материале, позволяющем снятие с него копий.

  • Копия - чертеж, выполненный способом, обеспечивающим идентичность подлиннику (дубликату), и предназначенный для непосредственного использования при разработке в производстве, эксплуатации и ремонте изделий. Допускается выполнение чертежей, предназначенных для разо­вого использования в производстве (чертежей макетов, стендов для лабораторных испытаний и др.), в виде эскизов.

  • Эскиз - чертеж, выполняемый обычно от руки без применения чертежного инструмента и без соблюдения точного масштаба.

Виды чертежей в зависимости от стадии разработки

  • Проектные - техническое предложение, эскизный проект, технический проект.

  • Рабочие - по ним изготовляются изделия.

Другие виды чертежей
  • Эксплуатационные чертежи - предназначаются для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия в процессе эксплуатации.

  • Ремонтные чертежи - содержат данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях.

  • Учебно-технические плакаты - применяются при изучении технических дисциплин.

Отношение ширины к длине листов различных форматов одинаково, и составляет , Или примерно 1:1,4142. Базовым форматом листа является A0, площадь которого равна 1 м². Каждый из следующих форматов листов A1, A2, A3 и т. д., имеет вдвое меньшую площадь, чем предыдущий. Эти форматы по ГОСТ 2.302-68 имеют название «основные форматы».

Основной формат - формат конструкторского документа, которому отдают предпочтение, размеры сторон которого составляют 1189×841 мм (A0) или полученный последовательным делением его на две равные части параллельно меньшей стороны до формата 297×210 мм (A4).

Дополнительный формат - формат конструкторского документа, который образуют увеличением меньшей стороны любого основного формата на величину, кратную её размеру.

Масштабы

Изображение предмета на чертеже может быть выполнено в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине называется масштабом .

ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:

  • масштабы уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100, 1: 200;
  • натуральная величина - 1:1;
  • масштабы увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.

Линии

Основными элементами любого чертежа являются линии. В зависимости от их назначения они имеют соответствующие тип и толщину. Изображение предметов на чертеже является сочетанием различных типов линий.

Типы линий, их назначение и толщина установлены ГОСТ 2.303-68 (ISO 128). Сплошная толстая основная линия принята за исходную. Толщина её S должна выбираться в пределах от 0,5 до 1,4 мм. Она выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, формата листа и назначения чертежа. Исходя из толщины сплошной толстой основной линии выбирают толщину других линий при условии, что для каждого типа линий в пределах одного чертежа на всех изображениях она будет одинаковой.

Виды, толщины и назначения линий по ГОСТ 2 .303-68:

Название Толщина относительно основной линии Основное назначение
Сплошная толстая S Линии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза).
Сплошная тонкая От S/3 до S/2 Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок и подчеркивание надписей. Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях.
Сплошная волнистая От S/3 до S/2 Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза.
Штриховая От S/3 до S/2 Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые.
Штрих-пунктирная тонкая От S/3 до S/2 Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрих-пунктирная утолщённая От S/3 до 2/3S Линии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью.
Разомкнутая От S до 1,5 S Линии сечений.
Сплошная тонкая с изломом От S/3 до S/2 Длинные линии обрыва.
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая От S/3 до S/2 Линии сгиба на развертках. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом.

Черчение

График за работой

План правительственного здания

Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки, а пользуются разными вспомогательными инструментами. Зато от чертежа требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе , вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями , по правилам начертательной геометрии . С развитием применений графической статики при помощи черчения стали легко и быстро решать множество численных задач, встречающихся при проектировании сооружений и машин и требующих сложных алгебраических выкладок.

Под именем «геометрическое черчение» подразумевают особый подготовительный предмет программы начальных технических училищ: чтобы приступить к изучению искусства черчения ученикам показывают приёмы употребления чертёжных инструментов и заставляют решать на бумаге разные геометрические задачи. Начиная с действительно нужных, как проведение параллельных и перпендикулярных прямых, деления прямых и углов на равные части, построения фигур в разных масштабах, доходят до решения довольно сложных частных задач и построения разных плоских кривых и правильных узоров, выбранных лишь с целью «набить руку» и достигнуть некоторой степени геометрического «развития». Затем уже переходят к «проекционному черчению»: практическому изучению начертательной геометрии и разных систем проекций, на ней основанных. Эти научные основы черчения разрабатываются дальше сообразно специальностям, требующим разнообразных результатов, достигаемых особыми приёмами и навыками. Черчение географических и топографических карт , ситуационных и межевых планов требует соблюдения большой точности в размерах и раскрашивания условными красками и приёмами. Архитектурное черчение пользуется другими условными обозначениями и приёмами, но тоже требует точного соблюдения размеров, так как их определяют при пользовании планом непосредственным измерением при помощи циркуля и масштаба. В заводских чертежах, даваемых в руки рабочим-исполнителям, большей частью допускается более грубое исполнение, потому что главные размеры обыкновенно надписываются, а самые чертежи часто исполняются в натуральную величину.

В старину было принято тщательно отделывать все инженерные, архитектурные и машиностроительные чертежи: вычерчивать тонкими линиями, тщательно раскрашивать и даже оттенять округлые поверхности размыванием туши .

В архитектуре

Чертёжные инструменты

Некоторые современные инструменты:

Когда чертёж большой или подлежит раскрашиванию, бумагу для него необходимо натягивать на чертёжную доску . Хорошая чертёжная доска должна представлять совершенно плоскую гладкую поверхность и быть достаточно мягкой, чтобы в неё легко было вкалывать кнопки для прикалывания бумаги. Поэтому чертёжные доски делают из липового, соснового или ольхового дерева, а более твёрдые сорта не годятся. Дерево, как известно, способно коробиться от высыхания, поэтому для получения хорошей чертёжной доски необходимо принимать различные меры. Дерево выбирают прямослойное, по возможности без сучков: по поверхностным трещинам на кромке легко заметить, что волокна в дереве изогнуты почти всегда по винтовой линии, обыкновенно очень крутой. Если доску из такого дерева выстрогать совершенно плоско, то она станет «косой плоскостью», то есть параболическим гиперболоидом , когда подсохнет. Если же она отсыреет, то скрутится в обратную сторону и образует поверхность такого же рода, но неспособную совпадать с первой. Прямослойное же дерево сгибается в цилиндрическую поверхность. На основании этого, выбрав доски, их распиливают вдоль пополам и склеивают в щиты, перевернув каждую на 180° относительно соседних: вследствие этого вместо одной цилиндрической поверхности при короблении получается волнистая, менее удаляющаяся от плоскости. Доски берут полуторадюймовые и с задней стороны забивают «шпонки» в «награтку». Кромки острагивают как можно прямее, так как ими пользуются для проведения параллельных линий, а сучки на лицевой стороне выдалбливают и заклеивают кусочками дерева из той же доски. Через несколько месяцев пребывания в отопляемой комнате новая доска сильно покоробится, тогда её отсылают к столяру для поправки: пока толщина достаточна, он может её снова выстрогать плоско, но это становится невозможным, если её очень много «повело». После первой неизбежной поправки доска будет изменяться мало, но всё-таки требует по временам перестрагивания. Иногда требуется, чтобы доска была легка: тогда её делают пустой, наклеивая тонкие щиты с обеих сторон рамки. Такая работа удаётся лишь при употреблении очень сухого и долго выдержанного дерева. В старину делали доски в виде рамы, заполненной филёнкой «заподлицо», но такие доски при высыхании непременно дают щели по бокам, а отсырев, распирают шипы своей рамки. Склеивают также чертёжные доски из нескольких слоев перекрещивающихся тонких фанерок, но при всей своей прочности и лёгкости они становятся неправильно-волнистыми при изменении своей начальной степени сухости. Если надо пользоваться обеими поверхностями доски, то её делают с «торцовыми награтками» из твёрдого дерева, то есть «фальц » выбирают в самих награтках, а торцовые кромки щита обделывают соответственным образом и забивают в этот фальц. Для черчения доску кладут на стол так, чтобы свет падал с левой руки работающего и спереди, иначе придется проводить линии по теневой стороне линеек и угольников. При покрытии красками, доску приходится слегка наклонять, чтобы жидкая краска сама стекала в одну сторону, когда же чертёж очень велик, доску удобно очень сильно наклонять и работать стоя, иначе придётся ложиться на стол, чтобы дотянуться до более отдалённого края. Придумано много более или менее сложных станков для этой цели; довольно удобен американский. В нём доска D лежит на козлах, одна рама aca цельная, тогда как другая состоит из неизменяемой части d и переставной bb; цепочки fmf позволяют делать ещё меньшие изменения наклона. Для удобства работы на сильно наклонённой чертёжной доске необходима особо приспособленная горизонтальная линейка («винкель»), скользящая параллельно самой себе по направляющим, устроенным по бокам доски, и снабжённая закраиной, как школьная чёрная доска: без этого нельзя выпустить из рук ни одного инструмента, ибо скатится на пол. Для наклеивания бумаги на доску её изнанку смачивают равномерно водой при помощи чистой губки и кладут этой стороной на доску (изнанку бумаги можно отличить от лица рассматривая её против света, при скользящем освещении на изнанке виднее отпечатки проволочной ткани, на которой вычерпывали бумажную массу для образования листов). Затем на ширину пальца от края кладут на неё крепкую линейку, отгибают кверху край бумаги и, нажимая на линейку одной рукой, другой намазывают кистью нижнюю поверхность бумаги и доску клейстером или густым раствором гуммиарабика. Притерев намазанный край тряпкой через подложенный лист обёрточной бумаги, повторяют то же самое с тремя оставшимися краями листа, стараясь при этом натянуть середину без складок. После этого смачивают и лицевую сторону губкой, не намачивая на этот раз приклеенных краёв, и оставляют сохнуть.

Список чертёжных инструментов и их использование
  1. Простая односторонняя доска.
  2. Доска с торцевыми награтками.
  3. Американский станок.
  4. Угольники.
  5. Рейсшины.
  6. Хомутик и пружины.
  7. Эксцентрическая линейка.
  8. Лекала.
  9. Лекало для параболы.
  10. Штриховальная линейка.
  11. Калиберный рейсфедер.
  12. Двойной рейсфедер.
  13. Криволинейный рейсфедер.
  14. Простой циркуль .
  15. Державка.
  16. Конические ножки циркуля.
  17. Волосной циркуль.
  18. Круговой циркуль.
  19. Складной циркуль.
  20. Пропорциональный циркуль.

Чертёжные инструменты. Рис. 1

Чертёжные инструменты. Рис. 2

Для проведения прямых служат чертёжные линейки, угольники и рейсшины или винкели; успех работы зависит от правильности, исправности и целесообразного устройства этих приспособлений. Лучшим материалом служит прямослойное грушевое дерево, но немногие мастера умеют так его выбирать и обрабатывать, чтобы оно впоследствии не изменяло своей формы. Лучшие линейки получаются из Парижа, с клеймами H. Oliverau, Hudelo и E. S. с изображением циркуля, треугольника и транспортира; немецкие изделия не уступают этим в тщательности отделки, но скоро искривляются при работе. Толщина должна быть около 2 мм; направляет собственно верхнее ребро, так как черту всегда проводят немного отступив от линейки; поэтому при очень толстой линейке черта легко выходит волнистой вследствие небольших изменений наклона карандаша, а при очень тонкой тушь легко может пристать к дереву и произвести кляксу. Угольники делают вырезанными из дощечки, а очень большие в виде рамки. Вследствие усыхания дерева, гипотенуза треугольников, вырезанных из сплошной доски, не может сохранить своей первоначальной прямизны, и поэтому надёжнее пользоваться одними катетами, когда это возможно. Используются углы в 45, 60 и 30°, но обычно острые углы делают наугад. Медные вставки не приносят никакой пользы, так как не прочны. О правильности линейки можно судить глазом, визируя против света вдоль её ребра; ещё точнее можно проверить три линейки: они не должны пропускать света, когда их накладывают рёбрами попарно, одна на другую. Совпадение же рёбер только двух линеек может произойти, если они представляют выпуклую и вогнутую дугу одного и того же круга. Маленькие неточности линеек можно исправлять, притирая ребро на листе мелкой стеклянной бумаги, положенном на плоскую доску, а грубые выбоины сострагивают хорошим фуганком, очень остро выточенным, удобнее всего на «стусле ». Для проведения параллельных линий приходится заставлять угольник скользить по неподвижной линейке, удобнее для этого «рейсшина »: её поперечная часть толще продольной и скользит по краю чертёжной доски. Обыкновенно приходится проводить много горизонтальных и вертикальных линий; если кромки доски аккуратно под прямым углом, можно ими пользоваться при неподвижной поперечной части рейсшины; для наклонных, половину этой части можно поворачивать и закреплять винтом. На фиг. 8 таблицы представлена доска F с рейсшиной АА", которой поперечная часть B скользит по фальцу в кромке ЕЕ доски, в то время как на правую кромку опирается пружина cc хомутика d. Такое приспособление особенно удобно для Ч. на сильно наклонной доске; для вертикальных линий ставят угольник u (изображённый пунктиром на фиг. 8). Из этой фигуры ясно, что поперечина B должна быть заподлицо с поверхностью доски, а линейка АА" выше, иначе нельзя будет подводить угольник близко к левому краю в удобном для черчения положении. Существует много конструкций, позволяющих изменять угол винкеля на желаемое число градусов, исправлять его положение микрометрическим винтом и т. п. Почти все это оказалось неудобным или непрочным. При вычерчивании зубчатых колёс и т. п. фигур приходится проводить много прямых, сходящихся в одной точке: можно просто вколоть в это место булавку, такой же толщины, как острие карандаша, и прикладывать к ней один конец линейки; удобнее «эксцентрическая линейка» АА. У одного конца поворачивается и закрепляется винтом N медный рычажок B, снабжённый иглой O, которую можно отвернуть сколько угодно и заставить край линейки направиться через центр или проходить на определённом расстоянии от него.

Криволинейные линейки называются лекалами; их обыкновенно вырезывают из грушевого дерева и придают очень фантастические формы, причём, однако, в одном лекале соединяют обыкновенно части однородных геометрически кривых. Изготовляют и систематические подборы для употребительных кривых, например для параболы. Лекалами пользуются для Ч. кривых по точкам. Когда кривизна плавная, можно изогнуть упругую стальную полоску так, чтобы она проходила через заданные точки и обвести по её краю; для успеха полоску приходится придерживать помощнику или прижимать особыми грузами. Для дуг круга очень большого радиуса существуют особые механизмы Чебышева и князя Гагарина, изгибающие упругую полосу по заданному радиусу. Опытный чертёжник очень скоро делает штриховку параллельными линиями, передвигая угольник по рейсшине от руки, не нуждаясь для этого в особых приспособлениях, которые существуют в большом числе. Самое простое изображено на фиг. 13 таблицы: угольник B может скользить по вырезу ab линейки A. Придвинув его к a, проводят черту, придвинув к b, проводят вторую; затем, придержав B, передвигают A вправо, и повторяют прежнее. Многие изобретатели старались с большим или меньшим успехом сделать расстояния между штрихами переменными. Кроме дерева, угольники делают из рогового каучука и из целлулоида. Каучук менее изменчив, чем дерево, он коробится лишь от довольно сильного нагревания, но он чёрен, грязи и пятен от туши на нём не видно, и поэтому он легко грязнит бумагу. Целлулоид, может быть, окажется удобен, так как в последние годы ему успели придать большую прочность и меньшую возгораемость. Металлические линейки слишком тяжелы, а медные к тому ещё сами марают бумагу; стальные употребляются только для обрезки готовых чертежей.

Главным орудием чертёжника служит чертёжное перо или «рейсфедер ». Он состоит из двух пружинящих створок aa, винта с и ручки b, между створками жидкая тушь держится вследствие капиллярности; если обе створки хорошо прилегают к бумаге, то тушь пристаёт к ней между ними, черта выходит резко ограниченная. Новейший тип, изготовляемый Керном и Гизи в Швейцарии, а также Герлахом в Варшаве, короче и крепче, чтобы устранить суживание щели от надавливания на линейку; он вытачивается из одного куска, снабжается продольным прорезом и винтом a для укрепления в ручке. Для тонких линий концы закругляют острее, а для толстых - тупее, чтобы между широкими створками держалось побольше чернил. В старину делали одну створку на шарнире, чтобы удобнее чистить, но шарнир очень скоро расшатывается, а вычистить и так не трудно бумажкой, смочив рейсфедер в воде. Линии толще 1 мм трудно провести сразу, обыкновенно проводят много лишь тонких линий. Поэтому для хорошего рейсфедера нужны следующие качества: обе его створки должны прикасаться одновременно к бумаге; когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки, края створок должны быть гладки и тонки, но не резать бумаги. К ширине щели прибавляется и ширина прикасающихся краёв створок, так что для тонкой черты они должны быть тонки, но не остры. Щель между створками клинообразна, а сбоку они заточены округло, значит, черта будет выходить тоньше, когда рейсфедер держат вертикально, и тем шире, чем он наклоннее. Но по устройству руки человеческой наклон этот сам собой меняется, когда ведут длинную черту, и чертёжнику надо много навыка, чтобы избежать этого недостатка. Поэтому самые кончики должны быть изнутри немного отогнуты, чтобы при обычной ширине черты их внутренние поверхности были близки к параллельности. Несознательное соблюдение этого условия и делает то, что иной рейсфедер работает лучше других. От употребления рейсфедеры скоро тупятся, но чертёжник легко может исправлять их сам; для литографов концы створок закаливают, в таком случае их надо притачивать на бруске, а обыкновенным, мягким можно возвратить прежнюю форму мелким напилком. Сначала, свинтив створки до взаимного прикосновения, кончики обтачивают с боков, не обращая внимания на то, что края становятся толще. Сделав это, рейсфедер раскрывают на обычную ширину и удостоверяются, что обе створки прикасаются, когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки. После этого можно восстановить параллелизм внутренних поверхностей створок у самого конца для наибольшего их сближения и тщательно их сгладить наждачной бумагой. Если при этом слишком округлятся края с внутренней стороны, их следует снова подточить по бокам. Тогда надо внимательно подточить створки снаружи, пока их кромки не станут почти остры. Чтобы они не резали бумагу, надо взять кусочек самой мелкой наждачной бумаги, положить его на довольно мягкую подкладку, например на толстую пропускную бумагу, и провести по ней раскрытым рейсфедером раза два, намеренно много меняя его наклон по ту и другую сторону вертикальной линии. Неровности краёв сгладятся, и рейсфедер станет чертить чисто и мягко. Если он ещё режет бумагу, надо повторить приём, но осторожно, а то внутренние края слишком округлятся и тонкие черты нельзя будет проводить. Для быстрой установки на заданную толщину черты удобен «калиберный» рейсфедер; для толстых линий - двойные рейсфедеры: можно запустить тушь в концы 1 и 3 рейсфедеров a и b и, проведя сразу двойную черту, заполнить промежуток между ними кисточкой, или же, сблизив винтом Роба концы, ввести тушь и в промежуток 2. При этом для очень широких линий туши не хватает, и легко сделать кляксу. Для облегчения черчения по лекалам рейсфедер делают искривлённым; когда гайка A отпущена, он поворачивается около оси ручки, в B. Для пунктирных линий придумано много приспособлений, но все они не годятся или работают слишком медленно.