Успенского. Заучивание стихотворения «Разгром» Э. Успенского Заходил сережка поиграли мы немножко мультик

ирина романчукевич
Заучивание стихотворения «Разгром» Э. Успенского

Конспект ООД

по речевому развитию

в старшей группе

Заучивание стихотворения

Э. Успенского «Разгром »

Подготовила воспитатель

Романчукевич И. А.

Цель : формирование умения выразительно читать наизусть стихотворение .

Задачи :

Образовательные :

Формировать умение замечать шутливый тон стихотворения , закреплять навыки узнавания вопросительных предложений в стихотворении , упражнять в их произношении.

Формировать навыки восприятия логического ударения, умение анализировать свои поступки и поступки литературных героев.

Развивающие :

Развивать речевое дыхание, связную речь, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, эмоциональное положительное отношение детей к театрализованной деятельности.

Словарная работа : налет, обвал, боты.

Предварительная работа : игры и упражнения на определение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений; на определение тембровой окраски голоса (грустно, весело, зло, испуганно, удивленно) ; на формирование навыков восприятия логического ударения.

Разучивание стихотворений Э . Успенского , физ. минутки.

Разучивание артикуляционной гимнастики «У бабушки в гостях» .

Игра «Разговор без слов » , на умение выражать чувства мимикой.

Средства обучения : книги русских поэтов, мнемотаблица

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Игра «Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты- мой друг,

вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, как называется профессия людей, которые пишут стихотворения ? Каких поэтов вы знаете? Какие произведения написал К. И. Чуковский, А Барто, С. Михалков, Э Успенский ?

2. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Э. Успенского , но прежде, давайте подготовим наш речевой аппарат к работе с помощью гимнастики.

*«У бабушки в гостях»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки) .

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

*Беседа об играх.

Ребята, к вам в гости часто приходят друзья? Вы сами ходите в гости?

В какие игры вы играете? (ответы детей) .

Всегда ли после ваших игр остается порядок?

Как мама относиться к беспорядку?

С чем она его сравнивает?

Какое настроение бывает у мамы, когда она видит беспорядок.

*Я сейчас вам прочитаю стихотворение о том , как играли другие дети. Называется стихотворение «Разгром » , написал его Э. Успенский .

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?

К нам заходил бегемот?

Может быть, дом не наш?

Может, не наш этаж?

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?

Слон у нас не танцевал?

Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

*Вопросы о произведении :

Как называется стихотворение ? Кто написал?

В нем есть такие слова : «был на квартиру налет» . Как вы понимаете?

Что такое обвал?

Скажите, стихотворение серьезное или шутливое, грустное или веселое?

Как вы думаете, маме тоже было весело, когда она пришла с работы?

Музыкальная физминутка (видео)

*Игра «Настроение мамы»

Детям дается задание по мимике педагога определить настроение.

*Я прочитаю стихотворение еще раз , а вы запомните, какие строчки я читаю медленно. Почему? Чтение стихотворения с выставлением картинок.

*Я вам буду задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать строчками из стихотворения .

Откуда приходит мама?

Что снимает мама?

Куда проходит мама?

Куда глядит мама?

Ребята, а что мама делает потом? (задает вопросы своему ребенку)

*Игра «Задай вопрос»

Я буду говорить фразу, а вы меняйте ее с помощью вопроса (как мама)

Был на квартиру налет?

К нам заходил бегемот?

Может быть дом не наш?

Может не наш этаж?

Значит это не обвал?

Слон у нас не танцевал?

Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

А теперь Даша улыбнется и (как мама) порадуется :

Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась!

*Сейчас я еще раз прочту стихотворение , а вы запоминайте.

Воспитатель читает стихотворение , затем предлагает прочесть детям.

Чтение стихотворения тремя детьми .

3. В конце занятия педагог предлагает послушать стихотворения Э . Успенского , которые выучили дети дома.

Рефлексия

Детям предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Воспитанникам предлагается выбрать ту картину, которая соот-ветствует их настроению.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». Подготовила.

Конспект ООД «Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень» Программные задачи: Закрепить знания воспитанников о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик.

Конспект занятия по художественной литературе для предшколы «Заучивание стихотворения Е. Благининой. Черёмуха» Класс предшкольной подготовки Дата проведения___ Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательные.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Заучивание стихотворения кубанского поэта» Целевой ориентир: ребенок проявляет интерес к художественному слову. Приоритетная образовательная область: речевое развитие; в интеграции.

Эдуард УСПЕНСКИЙ

БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ!

Грузовик без колёс!
У ёжика отклеен нос!
Стали чёрными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.

Берём же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки!
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.

Весёлые картинки, 1986, №10.

ВСЁ В ПОРЯДКЕ

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!

Весёлые картинки, 1987, №11.

ОХОТНИК
Я до шуток не охотник,
Что скажу – скажу всерьёз.
Шёл по улице охотник,
На базар добычу нёс.

Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже огненный Кидай
И огромный Угадай.

Вдруг из рыночных ворот
Им навстречу вышел кот.
Караул взмахнул хвостом
И помчался за котом.

А за ним Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок.
Наш охотник осерчал,
Во всё горло закричал:
- Караул! Дружок! Пожар! -
Всполошился весь базар.
А охотник не молчит:
- Ой, Пожар! Ко мне, сюда! -
Люди поняли – беда.

Поднялась такая давка,
Что сломали два прилавка.
Где уж тут собак найти,
Дай бог ноги унести.
Опечалился охотник:
- Я теперь плохой работник.
Мне ни белки не подбить,
Ни лисицы не добыть.

Час прошёл,
Другой прошёл.
Он в милицию пришёл.
- У меня, друзья, пропажа.
То ли случай, то ли кража.
У меня пропал Дружок,
Чемодан и Пирожок.

Старший выслушал его,
Но не понял ничего:
- Не мелите что попало,
Повторите, что пропало.
- Чемодан, Дружок, Кидай…
- А ещё что?
- Угадай.

Капитан нахмурил брови,
Рассердился, закричал:
- Я училище в Тамбове
Не для этого кончал,
Чтоб загадочки гадать,
Чемоданчики кидать!
Не умею и не стану,
Без того забот не счесть.
Но вернёмся к чемодану.
У него приметы есть?

Шерсть густая,
Хвост крючком.
Ходит он чуть-чуть бочком.
Любит макароны с мясом,
Обожает колбасу.
Лает дискантом и басом
И натаскан на лису.

Чемодан?
- Да, чемодан. -
Поразился капитан.
- Что касается Дружка,
Он чуть больше Пирожка.
Подаёт знакомым лапу,
На соседей не рычит.

Тут дежурный рухнул на пол,
А потом как закричит:

Я запутался в дружках,
Чемоданах, пирожках!
Вы зачем сюда пришли?
Или вы с ума сошли?

А ещё пропал Пожар,
Тот, который убежал.

Отвяжитесь, гражданин,
Позвоните «ноль один».
Ох, боюсь я, как бы часом
Сам я не залаял басом.

Наш охотник загрустил,
Очи долу опустил.

Грустный после разговора
Он выходит на крыльцо.
Перед ним собачья свора,
Все любимцы налицо.

Чемодан залаял басом,
Лапу протянул Дружок.
Заскакали с переплясом
Угадай и пирожок.

Я до шуток не охотник
И рассказ закончу так:
Если ты, дружок, охотник,
Думай, как назвать собак.

Мурзилка, 1994, №5.

***
Уважаемые товарищи из «Мурзилки»!

Вы знаете всё. Ответьте, почему город Электроугли назван Электроугли? Я долго листал книги и справочники, но так ничего не узнал.

Посылаю вам вопрос-стихотворение с надеждой получить заметку-ответ.

Ваш читатель и писатель Эдуард Николаевич Успенский.

Я ехал по трассе
Владимир - Москва,
И вдруг на плакате
Увидел слова:
«ЭЛЕКТРОУГЛИ - 10 КМ»,
Сверкнули они
И исчезли во тьме.
И сотни вопросов
Явились ко мне.

Я в жизни не раз
Посещал магазины
И видел, допустим,
Электрокамины.
С электрогрелками
Дело имею -
Я ими свой чайник
Заварочный грею.
Электротоваров есть в жизни немало.
Все знают, что электро есть одеяло,
Электроплита и электроутюг -
Опасная вещь
Для рубашек и брюк.
Есть электродрель и электрогитара,
Электромотор есть
Для электрокара.
Но что же такое ЭЛЕКТРОУГЛИ?
Мне даже друзья подсказать не могли.

Люди души в своём граде не чают,
Как же зовут их? Как величают?
Электрогражданки? Электрограждане?
Электроугольники?
Эугольчане?
Мозги у меня раскалились в затылке.
Я срочно решил обратиться к «Мурзилке»:
Ответьте, откуда на карте могли
Возникнуть когда-то ЭЛЕКТРОУГЛИ?
Откройте загадку ЭЛЕКТРОУГЛЕЙ,
Не мучьте, пишите как можно
Скорей!

Получив письмо писателя Э. Успенского, мы в тот же день переслали его в городской Совет народных депутатов города Электроугли. И очень скоро получили ответ.

На Ваше письмо отвечаем.

В 1935 году в Московской области был создан рабочий посёлок, которому было присвоено название Электроугли. В 1956 году посёлок был преобразован в город. По- чему он так называется, наш город Электроугли? Потому что в городе производят электроугольные изделия - разного вида электрощётки, электроугли и другую продукцию, которая имеет большое значение для всего нашего государства.

Электроугли - новый социалистический город с населением около 21 тысячи человек.

Может быть, название нашего города не совсем звучное, но мы любим свой город Электроугли - это имя дорого нам, как, к примеру, Электросталь электростальцам.

С письмом из горсовета мы познакомили Э. Успенского, и вот его ответ-телеграмма:

Спасибо,
Товарищи из горсовета,
За то, что вы мне
Объяснили всё это!
Спасибо за ясный
И точный ответ,
Теперь никаких
Непонятностей нет.

Мурзилка, 1983, №9.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ

Окно. Перед ним
Моё кресло стоит.
А за окном -
Замечательный вид.

Речка. За ней
Заливные луга.
Стадо пасётся,
Желтеют стога.

В речке полощется
Солнечный свет…
Словом, картина –
Прекраснее нет.

И в восхищеньи
От вида такого,
Художнику я позвонил
Иванову.

Послушай,
Успенский с тобой говорит.
Здесь за окном
Замечательный вид.

Солнце за лесом
Лучами играет.
Дальше деревня
В поля убегает.

В речке коровы,
Забились от мух,
Курят в близи
Почтальон и пастух.

Девочки
Синие рвут васильки,
Жёлтые носятся
Бронзовики.

А далеко-далеко
За холмом
Лошадь телегу везёт
С пареньком.

Так что скорее
Возьми карандаш
И нарисуй мне
Весь этот пейзаж.

Ладно, - ответил
В. Иванов, -
В среду рисунок твой
Будет готов.

Прошло воскресенье,
Среда подошла,
И вот мне по почте
Посылка пришла.

А в этой посылке
Картина лежала.
Я посмотрел,
Чуть мне плохо не стало.

Солнце, как в цирке,
Лучами играет.
Рысью деревня
В поля убегает.

Курят коровы,
Спасаясь от мух,
В речке сидят
Почтальон и пасух.

Синие девочки
Рвут васильки.
В поле не бронзо-,
А броне-вики.

А на холме,
Где подъём очень крут,
Лошадь с возницей
Телегу везут.

Ну и художник,
Чего натворил!
Я же совсем не про то
Говорил.

Больше, ребята,
Честное слово,
Я не здороваюсь
С В. Ивановым.

Мурзилка, неизв. №, 1980-е гг.

Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
(Э. Успенский)

Было это в конце славных 80-х, было нам тогда лет по 17. Перестройка уже заканчивалась, капитализм еще не наступил, нужно было как-то на жизнь молодую зарабатывать, кто-то шел на завод, кто сторожем. Так вот было нас тогда три друга-распиздяя, я, Серега «Толстый» и Слава по кличке «Ёж». Я работал на заводе, отрабатывал свои 100 руб. в месяц, ища места, где можно было спокойно проспать всю смену, после ночных бдений с девками. Толстый тоже где-то трудился. Ну а Ёж устроился ночным сторожем в какую-то строительную организацию.
В первую же ночь мы «обследовали» эту контору на предмет «что можно спиздить», но путного ничего не нашли и «обожрали местную столовку» на одну отварную курицу и банку сгущенного молока. Ну а че, по тем временам нормуль подъелись.
Ладно, все это присказка была! Короче в одну теперь уже незабываемую ночь, Толстый пришел к Ежу на работу и решили они погонять на грузовой каре (кто не вкурсе, это фигня такая с двумя вилами впереди, да еще и сама ездит, руль у нее опять-таки и педали тормоз, газ есть). Гоняли по кругу, педаль в пол и вот он готовый Шумахер.
Тут за руль садится Ёж, и с магическими словами: «Смотри, как я могу!», въебывает педаль газа в пол и круто закладывает вираж. Но тут, то ли звезды не так встали в эту ночь, то ли Ёж успел за лето забыть законы физики, но кара стала заваливаться на бок, Ёж не смог ничего лучше придумать как соскочить с нее и удержать ее телом. Но против физики не попрешь, завалилась кара, но стоит отметить, что мягко так завалилась она на Ежа. В общем, лежит Ёж карой придавленный до пояса. Толстый вокруг носится, хуй знает чего делать теперь. Но… Серега решает тоже наебать силу тяжести и начинает тягать 700 килограммовую кару вверх. Вот тут мне самому не все понятно, не было меня при этом, но Толстый и Ёж в один голос клялись, что Серега приподнял кару, ровно на то расстояние, что Ёж смог выбраться из-под нее.
И вроде бы как все тихо мирно разрешилось, но Ежу все-таки пришлось лечь в больницу, со следующим диагнозом, «при возвратно-поступательных движениях тазом, наблюдается акустический эффект, в виде щелчков». Он все студенткам мед. училища предлагал продемонстрировать лично этот эффект.
Это я все к чему? А, вот! Проще жили в 80-х. Если бы это сейчас произошло, то либо эту строительную контору засудили бы, либо Ежа за порчу имущества. Но тогда-то все прекрасно понимали, что распиздяй Ёж сам виноват, нехуй было выебываться, строительная организация тоже понимала, раз менты не приперлись, то и нам писать заяву не к чему, кару покрасили и все нормуль.
А Ёж остался благодарен Сереге надолго, пока лихие 90-е не развели их кого куда.

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Анализ стихотворения «Разгром» Успенского

По произведению «Разгром» Эдуарда Николаевича Успенского в 1971 году был снят одноименный мультфильм.

Стихотворение написано примерно в 1966 году. Автору его в эту пору исполнилось 29 лет, с завода он уже ушел, успел побыть вожатым в пионерских лагерях, а теперь пишет фельетоны и юморески для эстрадных артистов, штурмует детскую литературу. В жанровом отношении – остросюжетный рассказ, рифмовка смежная, местами перекрестная и тавтологическая. Деление на строфы отсутствует. Название невольно ассоциируется с «Разгромом» А. Фадеева, посвященного событиям Гражданской войны. Мама отличается завидной невозмутимостью. Кавардак в доме она обозревает с философским спокойствием. Правда, вопросы к сыну у нее все же есть. Ситуация изображена как ее глазами, так и его. Череда анафор и перечислений: приходит, снимает, глядит. Дальше начинается лаконичный, но исчерпывающий диалог. «Был налет?»: то есть, бандитская шайка ограбила квартиру, оставив после себя, как и положено, невообразимый беспорядок. Сын отвечает односложно, с достоинством. «Заходил бегемот?»: то самый, африканский, который все перевернул вверх дном. «Дом не наш?»: мама допускает, что ошиблась адресом. «Не наш этаж?»: что же, возможно, она по рассеянности вышла не на своем этаже. Наконец, мальчик объясняет, в чем дело: «приходил Сережка». Закадычный друг, затейник и фантазер. «Поиграли немножко»: ничего особенного, типичные детские игры. Довелось и побегать, и шкаф уронить, и опрокинуть стулья. Так ведь битва была нешуточная. С индейцами. «Это не обвал?»: не унимается мама, уже взявшись за тряпку и веник. «Слон не танцевал?»: обыгрываются крылатые выражения про этого зверя. В том числе, слон в посудной лавке. В заключительных строчках мама радуется, что стихийные бедствия обошли квартиру стороной, а значит – можно все поправить. И, кажется, привлечь к этому делу виновника хаоса. Боты – зимняя обувь, весьма распространенная в СССР. Динамичность сюжета за счет обилия глаголов. Парентеза (в данном случае, вводные конструкции): может быть, значит, оказалось. Ряд энергичных отрицаний, гиперболизированность, читателю известно и имя (антропоним) одного из участников игры. Поэт подражает строю детской речи, ее непробиваемой логике, бесхитростности, доверчивости (мальчик почти всерьез воспринимает вопросы матери). Уменьшительные суффиксы в словах подчеркивают скрытый комизм: Сережка, немножко.

В стихотворении «Разгром» Э. Успенского воспитательный момент сочетается с юмористической ноткой.