Угон ту 134 1983 год грузия. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии. Хроника гнусных времен

Жестокий и беспощадный терроризм – это кровавый метод достижения желанной цели любой ценой с использованием насилия и властного подавления чужой воли. Угон самолета – один из способов попасть на территорию другого государства, лояльно относящегося, по мнению террористов, к подобным деяниям. В истории гордой и самолюбивой Грузии в 1983 году произошел изощренный захват самолета группой из 7-ми человек, решивших для себя, что жизнь на Родине не отвечает их алчным человеческим потребностям, они заслуживают яркого существования на просторах капиталистического Запада.

У всякого преступления обязательно бывает предыстория и главные действующие лица. Захват крылатого транспортного средства тоже не обошелся без активных организаторов и исполнителей коварной задумки. Сейчас в это трудно поверить, но подстрекателем будущих действий террористов стал человек, призванный сеять в душах верующих прихожан разумные и добрые ростки. Представитель Грузинской православной церкви Теймураз Чихладзе деятельность священнослужителя в деле просвещения образованной грузинской молодежи понимал по-своему. Пропаганда безбедной и счастливой жизни на ниве преуспевающего Запада заменила в его проповедях призывы к трудолюбивой и полезной деятельности во благо любимой Грузии. В планы священнослужителя-оборотня давно закрались смелые мысли, попасть за кордон с помощью оружия, для исполнения мечты ему были нужны послушные помощники и он нашел их среди паствы своей церкви. В террористическую группировку за единственным исключением вошли сливки молодого грузинского общества, желающие войти в историю мировых преступлений «невольниками совести» и ярыми противниками идей советского государства:

  1. Главарь террористов — Церетели Иосиф Константинович. Выпускник Академии художеств города Тбилиси, успешно работающий художником на легендарной киностудии «Грузия-фильм». Рос в благополучной во всех отношениях семье, был сыном известного грузинского академика, преподававшего в Тбилисском государственном университете. На момент попытки угона самолета Иосифу исполнилось 25 лет.
  2. Ивериели Каха Важович, возраст – 26 лет, потомственный хирург, сын профессора медицины, после окончания московского ВУЗа жил и работал в Тбилиси.
  3. Ивериели Паата Важович, тоже потомственный врач 30-ти лет, брат и соратник террориста Кахи Ивериели.
  4. Кобахидзе Герман Михайлович – самой молодой из мужчин член террористической семерки, в 1983 году ему был 21 год, детство и юность прошли в творческой семье кинорежиссера и актрисы, вследствие этого сам выбрал профессию актера, как и его подельники не знал нужды и невзгод.
  5. Микаберидзе Давид Ражденович, 25-ти летний студент Академии художеств и успешный руководитель строительной корпорации «Интурист».
  6. Табидзе Григорий Теймуразович, воспитывался в интеллигентной семье преподавателей, что не помешало ему к 32-м годам стать неисправимым наркоманом и преступником, трижды судимым за правонарушения разного рода.
  7. Петвиашвили Тинатин Владимировна – единственная женщина-террористка в команде, росла в неполной семье, специализировалась в Академии художеств на архитектурном мастерстве.

У жестокой банды угонщиков самолета были пособники и невольные помощники, о роли которых в террористическом акте стоит рассказать отдельно.

Непредвиденное стечение обстоятельств

Во время угона самолета в 1983 году в Грузии с самого начала многие события сложились не так, как предвидели террористы. Первой прорехой в искусно составленном плане стал отказ от участия в операции Теймураза Чихладзе. Коварному священнику, обещавшему взять на себя задачу доставки оружия на борт самолета, стали неинтересны попытки группы стать смельчаками-угонщиками. Молодая банда террористов решила действовать самостоятельно, оставив за рамками захвата воздушного судна своего идейного вдохновителя.

Венцом художественного сценария террористического акта стала свадьба 2-х членов преступной группировки: Германа Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили, сыгранная молодоженами 17 ноября 1983 года. На торжественном мероприятии паре влюбленных удалось втереться в доверие работнице международного терминала тбилисского аэропорта Анне Варсимашвили, ставшей невольной помощницей террористов в вопросе получения возможности беспрепятственного проникновения на борт самолета 4-х человек с 4-мя пистолетами и 2-мя ручными гранатами.

18 ноября 1983 года веселая и шумная компания молодых людей, в состав которой вошли все 7 участников сговора, появилась на борту самолета, который должен был совершать перелет по маршруту Тбилиси – Батуми. Гостей свадебной церемонии сопровождали еще 2 девушки: Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, абсолютно не подозревавших об истинных намерениях террористов. Рейс по заданному пути должен был обслуживать самолет Як-40, но тут в планы коварного отряда вмешалось провидение. Пассажиров для крупного лайнера было недостаточно, и авиационное начальство приняло решение объединить несколько рейсов. Все пассажиры были собраны на борту самолета SU-6833 авиакомпании «Аэрофлот», следующему по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград с 2-мя транзитными остановками.

Для гражданской авиации такие перемены в графике – обычное дело. Для людей, занявших свои места в креслах самолета, с этой минуты начался страшный отсчет времени в эпицентре террористического беспредела. С момента тех роковых событий в список отважных работников авиационной отрасли навсегда вписаны имена членов экипажа, в руках которых находились судьбы 57 обладателей билетов на злополучный рейс и собственные жизни. В тот день на борту самолета судьба свела семерых профессионалов:

  • командира корабля и пилот-инструктор экипажа ТУ-134А Тбилисского авиационного отряда Гардапхадзе Ахматгера Бухуловича;
  • второго пилота судна Габараева Станислава;
  • штурмана лайнера Гасоян Владимира Бадоевича;
  • бортмеханика самолета Чедия Анзора;
  • представителя летно-штурманского подразделения Грузинского УГА, носящего звание «проверяющий» — Шарбатян Завена.

Работе экипажа усердно помогали 2-е опытные бортпроводницы: Валентина Крутикова и Ирина Химич, одной из стюардесс было суждено погибнуть в ходе попытки угона самолета террористами. Грузины не любят вспоминать эту кровавую историю, но героев своих помнить умеют. О мужестве экипажа никогда не откажутся рассказать туристам и тем людям, которые нетерпимы к любым проявлениям наглости и вседозволенности террористов.

Перед отправлением в небо и верстке планов группа вооруженных преступников предполагала начать операцию по захвату воздушного судна в небе над Батуми. Мало разбирающиеся в тонкостях авиации террористы предполагали, что грузинский курорт находится ближе всего к пограничной зоне с Турцией. Команда Церетели угоняла воздушное судно впервые и во многих вопросах была наивна и не достаточно подготовлена. В действия банды внесла корректировки погода. Сильный боковой ветер не оставлял самолету шансов благополучно приземлиться в аэропорту прибрежного города. Авиадиспетчеры отдали команду экипажу ТУ-134-А немедленно возвращаться в первоначальный пункт отправления Тбилиси. Не посвященные в дело изменения маршрута грузины-террористы в это время уже успели взять в заложницы стюардессу Валентину Крутикову и расправиться с пассажирами, внешний вид которых вызвал у них подозрении о причастности мужчин к службе авиационной безопасности.

Хроника гнусных времен

Угонщики оказались перед выбором срочного принятия новых решений. Пригрозив бортпроводнице оружием, они заставили ее помочь им проникнуть в кабину пилотов. Члены авиационной команды профессионалов, захваченные врасплох в первые секунды нападения на экипаж, быстро взяли себя в руки. Они даже не подумали последовать приказам террористов и сменить курс самолета на Турцию. В ходе перепалки между экипажем и злостными преступниками был убит бортмеханик самолета Анзор Чедия и тяжело ранен проверяющий Завен Шарбатян, легкие ранения получили также командир судна и его правая рука – второй пилот самолета. Не обошлись без потерь и бандиты, один из них был убит, а трое ранены из пистолета штурмана. Тем временем воздушное судно все дальше удалялось от вожделенной преступниками пограничной зоны и все ближе приближалось к городу Тбилиси. Озлобленные неудачами террористы не оставляли надежды угнать самолет на Запад и предъявили экипажу новый ультиматум: в случае неподчинения приказам преступников, самолет будет взорван вместе со всеми, кто сейчас находится на его борту.

В столице Грузии и в столице советского государства Москве уже знали о теракте, затеянном ошалевшими грузинами на борту самолета и о захваченных в плен преступниками пассажирах и экипаже транспортного средства. В пассажирском салоне обезумевшие террористы творили кровавый суд над невинными людьми, был убит еще один пассажир и ранены несколько человек, в том числе те девушки, которые первоначально сопровождали веселую свадьбу в лихое путешествие. Особенно жестокие пытки и издевательства компания позволила себе в отношении несчастных стюардесс, террористы мстили им за то, что экипаж самолета смог закрыть бронированную дверь кабины пилотов и изолировать себя от преступников. Попытка угнать самолет в Турцию разбивалась на жалкие осколки прямо на глазах у бандитов, самолет благополучно приземлился в аэропорту Тбилиси.

Шло время, оцепленный военными подразделениями самолет был эвакуирован на дальний участок аэродрома. Стюардессе Ирине Химич и еще нескольким заложникам удалось покинуть судно через аварийный выход, Валентина Крутикова была убита террористами при попытке последовать их примеру. К процессу переговоров с вооруженными преступниками были привлечены члены их семей, высшее руководство республики, но все разговоры не возымели никакого действия. На помощь грузинским специалистам прилетел специальный борт из Москвы с подготовленными к штурму спецназовцами. К большому сожалению, за время подготовки к операции по освобождению заложников не смогли оказать помощь тяжело раненому члену экипажа, который скончался от полученных ран на борту самолета. Удалось спастись командиру и второму пилоту ТУ-134А, покинувшим кабину через форточку. Последней и решающей неудачей террористов стал прокол с боевыми гранатами, которые оказались учебными пособиями. Обезвредить остатки банды удалось за 8 минут без дальнейших потерь.

Скорбные уроки неудачного захвата самолета

История угона самолета в 1983 году в Грузии оставила после себя печальный след в назидание потомкам:

  • из рейса не вернулись домой 3 члена отважного экипажа;
  • не дождались встречи с близким человеком семьи 2-х пассажиров;
  • долго залечивали раны и восстанавливали моральное здоровье 10 человек: 3 члена авиационной команды и 7 пассажиров, двое навсегда остались инвалидами;
  • банда преступников не досчиталась 2-х террористов, когда угоняла лайнер, 1 бандита, который умер в тюрьме и еще 4-х человек, которых расстреляли;
  • приговорили к смертной казни и священника Теймураза Чихладзе;
  • суд приговорил единственную террористку женского пола из этой группы к 14-ти годам лишения свободы.

За мужество и героизм, проявленные в ходе проведения операции по спасению заложников, командир судна и смелый штурман были награждены званием Героя Советского Союза. Никогда не поймут своих ошибок и не смогут ничего исправить семьи террористов, получившие клеймо позора на весь род, благодаря жестоким деяниям своих детей. Навсегда останется без ответа вопрос: что не хватало в жизни благополучным представителям «золотой молодежи» Грузии в их беспечном и легком движении по жизненному пути.

Террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 кардинально изменила отношение к воздушному пиратству. Захват самолетов на словах осуждался и ранее, но порой различные страны позволяли себе делить террористов на «хороших» и «плохих». Действия «хороших» оправдывали протестом против тирании и безвыходностью ситуации.

Да и сегодня нет-нет, да и проскакивают попытки задним числом обелить тех, кто угонял самолеты и использовал пассажиров и экипаж в качестве заложников. Оправдания находят даже тем, кто при этом, не задумываясь, отнимал человеческие жизни...

Новые времена и «золотые дети»

В 1983 году Советский Союз пытался начать жить по-новому. Пришедший к власти Юрий Андропов , бывший председатель КГБ СССР, объявил войну коррупционерам и расхитителям социалистической собственности, не останавливаясь перед самыми жесткими мерами. Да и рядовым гражданам напомнили о дисциплине — тот, кто в рабочее время попадался проверяющим, к примеру, в кинотеатре, рисковал получить очень серьезные проблемы.

Многие жители Грузинской ССР, республики огромных кепок-«аэродромов», вина, фруктов и вечного праздника, не любили слово «дисциплина». За тихие времена Леонида Брежнева Грузия расцвела и разбогатела, причем обогащение определенной категории граждан происходило, как бы это помягче сказать, за рамками социалистической законности.

Но сыновья и дочери республиканской элиты, «золотая молодежь» советских времен, мыслила иначе. Ту самую власть, которая обеспечила благами родителей и их самих, они воспринимали как помеху их беззаботному существованию. Их манил огнями Запад, воспринимавшийся как настоящий рай.

Попасть в этот рай молодые люди решили эффектно, так, чтобы о них заговорил весь мир.

Свадьба по плану

16 ноября 1983 года в Тбилиси шумно отмечали свадьбу. 19-летняя Тинатин Петвиашвили , студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств, выходила замуж за 21-летнего Гегу Кобахидзе , актера студии «Грузия-фильм». Невеста приходилась близкой родственницей секретарю ЦК Компартии Грузии, а отцом жениха был кинорежиссер Михаил Кобахидзе .

Высокопоставленные гости праздника не догадывались, что свадьба — это составная часть плана, который должен был позволить молодоженам и их сообщникам оказаться на Западе.

На свадьбу были приглашена сотрудница депутатского зала Тбилисского аэропорта, которая спустя два дня должна были помочь жениху и невесте, отправляющимся в свадебное путешествие, пронести на борт самолета вещи без досмотра.

В этих вещах были не кокетливые наряды Тинатин, а оружие, боеприпасы и гранаты.

Заговор отца Теймураза

Эта страшная история началась со... священника. Размышления священнослужителя Теймураза Чихладзе были далеки от мыслей о Боге и душе. С молодыми прихожанами, детьми грузинской элиты, он обсуждал свободную жизни за пределами Советского Союза. Святой отец, однако, считал, что просто уехать не получится — необходимо угнать самолет.

Вокруг Теймураза Чихладзе сложилась группа единомышленников. Священник, став идейным вдохновителем, «техническую сторону дела» представил другим.

Настоящим лидером группы стал 25-летний Сосо (Иосиф) Церетели , художник студии «Грузия—фильм», сын члена-корреспондента АН Грузинской ССР, профессора Тбилисского государственного университета Константина Церетели .

Помимо молодоженов, о которых уже было сказано выше, в группу вошли 26-летний Каха Ивериели , ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, его брат, 30-летний Паата Ивериели , тоже врач, выпускник Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец братьев Ивериели, Важа , был уважаемым человеком, профессором медицины.

Еще один член группы — 25-летний Давид Микаберидзе , студент 4-го курса Тбилисской академии художеств. Его отец, Ражден Микаберидзе , был управляющий строительным трестом «Интуриста».

32-летний Григорий Табидзе казался в группе «белой вороной». За плечами у него уже было три судимости, он нигде не работал и не учился, но тоже имел влиятельного отца — Теймураз Табидзе был директором проектного бюро Госкомпрофтехобразования.

Подготовка

Готовились к угону тщательно — достали оружие и боеприпасы, в доме Кобахидзе проводили тренировки по стрельбе из пистолета. Благодаря своим связям, они попали даже на закрытый показ фильма «Набат» — картины, снятой по заказу министерства гражданской авиации СССР, и рассказывающей как раз о действиях различных служб при захвате самолета. Будущие угонщики учились противостоять спецслужбам.

Идейный вдохновитель захвата Теймураз Чихладзе в день, когда группа решила действовать, оказался в стороне. У священника появилась возможность выехать из страны по церковной линии, и он несколько раз откладывал угон. В итоге Церетели решили, что они обойдутся и без святого отца.

18 ноября 1983 года семь участников группы в аэропорту Тбилиси зарегистрировались на рейс до Батуми. Благодаря помощи работницы аэропорта, оружие пронесли на борт. Это были пистолеты и гранаты. Причем заговорщиков обманули, им добыли учебные гранаты. Но никто из преступников об этом не знал, полагая, что боеприпасы настоящие и собираясь пустить их в ход.

Тут, однако, все пошло несколько не так, как планировали угонщики. Из-за малого количества пассажиров тех, кто летел в Батуми, посадили не на отдельный Як-40, а на Ту-134, следовавший по маршруту Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград.

Первая кровь

Самолет вылетел из Тбилиси в 15:43. Угонщики планировали начать действовать перед снижением в Батуми, поскольку это была самая близкая точка к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной в Тбилиси, о чем воздушные пираты не знали.

В тот момент, когда самолет сделал разворот, в кабину пилотов постучали.

Рейс этот был не совсем обычный. Летчик Станислав Габараев выполнял первый полет в качестве командира воздушного судна. Рядом был инструктор Ахматгер Гардапхадзе , а также проверяющий Завен Шарбатян , заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления гражданской авиации.

Шарбатян посмотрел в глазок двери, и увидел лицо второй бортпроводницы Валентины Крутиковой . Он не заметил, что у девушки разбита голова.

В салоне в этот момент уже царил настоящий ад. Угонщики, посчитавшие, что разворот и есть начало посадки в Батуми, начали действовать. Стюардессам Валентине Крутиковой и Ирине Химич нанесли несколько ударов по голове, взяв в заложники.

Пока одни террористы двинулись к кабине пилотов, другие стали выискивать на борту сотрудников службы безопасности. На самом деле их не было на рейсе, но преступники «для подстраховки» убили одного пассажира, двух тяжело ранили.

«Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!»

Завен Шарбатян, не заметив ничего подозрительного, открыл дверь кабины. В него выпустили пять пуль. Мужчина вскрикнул и упал за кресло. Ворвавшиеся в кабину Кахи Ивериели и Гия Табидзе кричали: «Самолет захвачен! Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!»

Бортинженер Анзор Чедия попытался заговорить с террористами, объяснить им, что полет в Турцию невозможен, но в ответ прозвучали новые выстрелы.

После того, как в 1970 году отец и сын Бразинскасы совершил угон самолета в Турцию, убив 19-летнюю стюардессу Надю Курченко , экипажи советских самолетов стали вооружать пистолетами.

В экипаже Ту-134 пистолеты были у троих летчиков, но действовать смог лишь один — штурман Владимир Гасоян . Место штурмана было закрыто шторкой, и преступники его просто не заметили. Когда прозвучали выстрелы в Чедию, Владимир достал свой пистолет, и открыл ответный огонь.

В тесной кабине самолета шел настоящий бой. Бортинженер Анзор Чедия погиб на месте, но и бандиты понесли потери — пуля Владимира Гасояна поставила точку в биографии Гии Табидзе.

Сражение на борту

На помощь Гасояну пришел Ахматгер Гардапхадзе, также открывший огонь. Находившийся за штурвалом Станислав Габараев пошел на отчаянный шаг — стал выполнять фигуры высшего пилотажа. Была опасность, что Ту-134 не выдержит перегрузок, но самолет справился. Благодаря маневрам пилота, бандитов физически отбросило в глубину салона. Летчикам удалось закрыть дверь в кабину, и сообщить на землю о нападении.

Ситуация была ужасающая. Пилоты не знали точно, что происходит в салоне, но понимали, что пассажиры и стюардессы в руках бандитов, готовых на все. Один из террористов был уничтожен, но и экипаж потерял двоих. На руках у товарищей умирал раненый Завен Шарбатян. Слабеющей рукой он достал из кармана деньги и документы, протянув их Гардапхадзе: «Передай жене».

Когда самолет стал снижаться в Тбилиси, стюардесса Ирина Химич передала по внутренней связи: «Командир, летите в Турцию, они взорвут самолет! Достали гранаты!» Гардапхадзе ответил, что они уже садятся в Турции. Было пасмурно, шел дождь, и какое-то время захватчиков удавалось вводить в заблуждение.

«Над бортпроводницами, как звери, измывались»

В это время в Москве по тревоге была поднята группа «А» КГБ СССР — спецподразделение «Альфа». Но спецназу нужно было время, а его у оказавшихся в заложниках людей практически не было.

Штурман Владимир Гасоян о том, что творилось в салоне, узнал позже: «Убили двух пассажиров — Соломония и Абовяна , над бортпроводницами, как звери, измывались. Когда Валю Крутикову мертвую нашли, то волосы на голове повыдергивали. Вся в крови, без волос, лежала. А Ире Химич голову рукояткой пистолета пробили. Вот такие „борцы за свободу“. Когда мы уже садились, слышали крики бортпроводниц — бандиты издевались над ними».

Когда бандиты поняли, что они все еще на территории СССР, они потребовали немедленно заправить самолет, и лететь в Турцию. Начались переговоры, которые растянулись на несколько часов. Чрезвычайный штаб возглавил лично первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе , прекрасно отдавший себе отчет в том, что эти события могут поставить крест на его карьере. Тем более, когда стало известно, что угонщики — отпрыски грузинской элиты.

Привезли в аэропорт родственников террористов, но их увещевания и уговоры не помогли. Тем временем из пилотской кабины удалось эвакуировать членов экипажа. Выпускать Ту-134 из аэропорта Тбилиси не собирались ни при каких обстоятельствах.

«Альфа» сработала без потерь

Прибывшая в Тбилиси «Альфа» проводила срочные тренировки на другом Ту-134. Шеварднадзе сообщил командиру «Альфы» Геннадию Зайцеву — только что проведенные обыски в домах угонщиков показали, что они вели стрелковую подготовку и имели большой запас оружия. Это означало, что в ходе штурма преступники могут расправиться с десятками людей. А ведь в салоне было 50 пассажиров, не считая самих террористов. Нужно было действовать ювелирно.

Обстановка была накалена до предела. Террористы заявили — они будут каждый час убивать по три человека, пока не вылетят в Турцию. Пассажирам не давали воды и не пускали в туалет, говоря: это вам уже не нужно, вы все равно умрете.

В 6:55 утра 19 ноября штурмовые группы «Альфы» ворвались в самолет. Любопытно, что кто-то все-таки успел предупредить преступников — из их переговоров стало понятно, что они знают о прибытии «московских коммандос». Знание это не помогло: использовав светошумовые гранаты, спецназовцы без потерь обезвредили захватчиков. Давид Микаберидзе, поняв, что «райской жизни на Западе» не будет, покончил с собой. Остальных угонщиков взяли живьем.

Они хотели пойти путем Бразаускасов

Террористами были убиты три члена экипажа — Анзор Чедия, Завен Шарбатян и Валентина Крутикова — и два пассажира. Еще десять человек были ранены. Бортпроводница Ирина Химич стала инвалидом.

На суде террористам задали прямой вопрос: «Вы — дети высокопоставленных родителей. Что стоило вам приобрести турпутевки в Турцию, куда вы и так беспрепятственно летали, чтобы спустить родительские деньги в казино? Купили бы путевки и на этот раз, чтобы спокойно, без шума попросить в заграничных райских кущах политическое убежище!»

«Если бы мы таким путем сбежали за границу, нас бы приняли за простых эмигрантов. Чего стоят наши фамилии, влияние и деньги наших родителей там, за границей? Вот когда отец и сын Бразаускасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почетные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?..», — таков был ответ.

Западные «правозащитники» и отечественные диссиденты, хором находившие оправдание подонкам Бразаускасам, породили трагедию ноября 1983 года.

Приговор — расстрел

Грузинская «золотая молодежь» сотворила такое, что даже все связи влиятельных родственников не могли спасти участников угона от сурового наказания. Сосо Церетели при неясных обстоятельствах умер в следственном изоляторе.

Верховный суд Грузинской ССР в августе 1984 года приговорил к смертной казни Каху и Паату Ивериели, а также Гегу Кобахидзе. Смертный приговор вынесли и идейному вдохновителю — Теймуразу Чихладзе. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к исключительной мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября 1984 года.

Тинатин Петвиашвили, которую спецназовцы обезвредили в тот момент, когда она намеревалась подорвать себя гранатами, приговорили к 14 годам лишения свободы. Сотрудница Тбилисского аэропорта, которая помогла пройти террористам на борт без досмотра, получила три года лишения свободы условно.

6 февраля 1984 года за мужество и героизм, проявленные при задержании особо опасных преступников, указом Президиума Верховного Совета СССР командиру экипажа Ахматгеру Гардапхадзе и штурману Владимиру Гасояну было присвоено звание Героя Советского Союза.

В авиагородке Тбилиси был установлен памятный знак в честь погибших членов экипажа Ту-134.

Оправдания нет и не будет

В период распада СССР это знак был осквернен вандалами. Новый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа в 1991 году амнистировал Тинатин Петвиашвили.

Над летчиками, остановившими террористов, стали сгущаться тучи. Их обвиняли в том, что они действовали в сговоре с КГБ и убили «грузинских патриотов». Впрочем, после возвращения к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе эти разговоры поутихли.

Желающих оплакать горькую судьбу грузинской «золотой молодежи» и сегодня немало. Как водится, вспоминать о погибших членах экипажа, убитых пассажирах, искалеченных жизнях тех, кто стал инвалидом, плакальщики не желают.

Дата 18-19 ноября 1983 года
Способ нападения Угон самолёта Оружие пистолеты, ручные гранаты, холодное оружие Погибшие 7 (включая 2 террористов) Раненые 12 (включая 2 террористов) Число террористов 7 Террористы Каха Ивериели, Паата Ивериели, Герман Кобахидзе, Давид Микаберидзе, Тинатин Петвиашвили, Григорий Табидзе, Иосиф Церетели Организаторы Теймураз Чихладзе Число заложников 57 Заложники 50 пассажиров и 7 членов экипажа Ту-134 Подозреваемые Анна Варсимашвили
Рейс 6833 Аэрофлота
Общие сведения
Дата -19 ноября 1983 года
Время 16:13 - 06:59 UTC
Характер Угон самолёта
Причина Бегство угонщиков за рубеж
Место
Погибшие 5
Раненые 10
Воздушное судно
Модель Ту-134А
Авиакомпания
Пункт вылета
Остановки в пути
Пункт назначения
Рейс SU-6833
Бортовой номер СССР-65807
Дата выпуска 17 декабря 1973 года
Пассажиры 50
Экипаж 7
Выживших 52

Захват и попытка угона самолёта Ту-134 в ноябре 1983 года - террористический акт , осуществлённый -19 ноября 1983 года , в ходе которого был захвачен самолёт Ту-134 с целью бегства из СССР. В результате оказанного экипажем самолёта сопротивления самолёт был посажен в аэропорту Тбилиси . На следующий день в результате штурма спецназом самолёт был освобождён.

Подготовка к теракту

Как установило следствие, идейным вдохновителем угона самолёта был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодёжи » идею побега на Запад с оружием в руках. По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолёт должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли .

В состав террористической группы вошли 7 человек :

  • лидер - Иосиф Константинович Церетели, 1958 г. р., художник студии «Грузия-фильм», окончил Тбилисскую Академию Художеств. Отец - член-корреспондент АН Грузинской ССР, профессор Тбилисского государственного университета Константин Церетели. В характеристике Иосифа, выданной Академией художеств, отмечено: «…выделялся неорганизованностью, проявлял пассивное отношение к учёбе, нередко появлялся на занятиях в нетрезвом виде…»
  • Каха Важович Ивериели, 1957 г. р., ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец - Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор.
  • Паата Важович Ивериели, 1953 г. р., врач, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Брат Кахи Ивериели.
  • Гега (Герман) Михайлович Кобахидзе, 1962 г. р., актёр киностудии «Грузия-фильм». Отец - кинорежиссёр Михаил Кобахидзе , мать - актриса. Испытывал явную тягу к западному образу жизни, был поклонником нацизма . В его доме участники заговора тренировались в стрельбе из пистолета.
  • Давид Ражденович Микаберидзе, 1958 г. р., студент четвёртого курса Тбилисской академии художеств. Отец - Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом «Интуриста ».
  • Тинатин Владимировна Петвиашвили, 1964 г. р., студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств. Отец - Владимир Петвиашвили , научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.
  • Григорий Теймуразович Табидзе, 1951 г. р., безработный. Наркоман, был трижды судим за грабёж, угон машины, злостное хулиганство. Отец - Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать - Мери, педагог.

Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путёвкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом. На суде они заявили:

Вот когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?

Пользуясь связями на киностудии «Грузия-фильм», преступники просмотрели на закрытом показе снятый незадолго до описываемых событий по заказу Министерства гражданской авиации СССР учебный фильм «Набат ». Впоследствии многие действия угонщиков были заимствованы из данного фильма . Накануне Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. В числе прочих гостей на неё также была приглашена их случайная знакомая Анна Варсимашвили, работавшая в день угона сменной дежурной международного сектора аэропорта. Добившись её расположения, террористы получили возможность без досмотра пронести на борт самолёта оружие. Арсенал угонщиков состоял из двух пистолетов ТТ, двух револьверов системы "Наган", и двух ручных гранат (в ходе следствия выяснилось, что гранаты были учебными с вставленными в них боевыми запалами, о чём преступники не знали).

Захват самолёта

В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолёт Як-40 , который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси - Батуми - Киев - Ленинград , который выполнялся на самолёте Ту-134А Тбилисского объединённого авиаотряда с бортовым номером СССР-65807 . В 15:43 самолет вылетел из Тбилисского аэропорта. На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа:

  • Ахматгер Гардапхадзе - КВС-инструктор, занимал место второго пилота;
  • Станислав Габараев - КВС-стажёр;
  • Владимир Гасоян - штурман;
  • Завен Шарбатян - проверяющий, заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления гражданской авиации;
  • Анзор Чедия - бортинженер;
  • Валентина Крутикова, Ирина Химич - бортпроводники.

Вскоре самолёт должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики . В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы авиационной безопасности . В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотко (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели .

Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортинженера Чедию и тяжело ранив проверяющего Шарбатяна. Штурман Гасоян, воспользовавшись тем, что преступники не заметили его на закрытом шторкой штурманском месте, открыл огонь из пистолета, в результате которого был убит Табидзе и тяжело ранен Церетели . Оставшиеся преступники отошли от кабины, где к стрельбе по ним присоединился КВС Гардапхадзе, ранив обоих братьев Ивериели. Пилотировавший самолёт Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников. В результате нагрузка на несущие конструкции самолета в три раза превысила допустимую, перегрузки достигали соответственно +3.15 и −0.6G . Воспользовавшись заминкой угонщиков, Гасоян смог затащить Шарбатяна в кабину, а Крутикова, оттащив труп убитого террориста, помогла запереть дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абояна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко, издевались над бортпроводницами . По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту .

На земле

Был введён оперативный план «Набат». Самолёт, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Ирина Химич ещё на пробежке после посадки открыла багажный люк и выпрыгнула на ВПП. Валентина Крутикова, помогавшая открыть аварийный люк, не успела выпрыгнуть и была убита Микаберидзе. Последний, увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, а не за границей, совершил самоубийство . Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выбежал на ВПП и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего борт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.

Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики повторили требования - дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу . В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе , председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури , министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами .

Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР во главе с командиром группы генерал-майором Г. Н. Зайцевым . Непосредственное руководство штурмом самолёта было возложено на майора Головатова . Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму .

После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября спецназовцы начали штурм самолёта. Штурмовыми группами командовали Владимир  Головатов и Владимир Зайцев . Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами, оказавшимися не боевыми. Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут, при этом никто не пострадал .

Последствия

В результате неудавшегося угона погибли семь человек: два члена экипажа и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов; 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Получив тяжёлые ранения, остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Самолёт Ту-134 получил критические повреждения и был списан. Ахматгеру Гардапхадзе и Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза , остальные члены экипажа были награждены государственными наградами.

Следствие длилось девять месяцев. За это время в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах умер лидер группы Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской ССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы. Анну Варсимашвили признали виновной в пособничестве террористам и приговорили к 3 годам условно . Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговорённых к исключительной мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября того же года.

Шеварднадзе обвиняли [кто? ] в срыве переговоров и том, что он потребовал смертной казни для террористов, чтобы укрепить свои позиции среди советского руководства и реабилитироваться за случившееся .

Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом . Материалы уголовного дела в начале 1990-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности . В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших лётчиков Шарбатяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой . Тинатин Петвиашвили была амнистирована в 1991 году указом Звиада Гамсахурдия и вышла на свободу досрочно.

თვითმფრინავის ბიჭების საქმე), основанный на событиях этого захвата . Для съёмок использовали списанный самолёт Ту-134АК борт LZ-ACS грузинской Transair .

Писателем Дато Турашвили выпущена книга «Поколение джинсов. Сбежать из СССР» .

В 2017 году на экраны вышел художественный фильм Резо Гигинеишвили «Заложники », посвящённый этим событиям.

Примечания

Способ атаки Угон самолёта Оружие пистолеты, боевые гранаты, холодное оружие Погибшие 7 (включая 2 террористов) Раненые 12 (включая 2 террористов) Число террористов 7 Террористы Каха Ивериели, Паата Ивериели, Герман Кобахидзе, Давид Микаберидзе, Тинатин Петвиашвили, Григорий Табидзе, Иосиф Церетели Организаторы Теймураз Чихладзе Число заложников 57 Подозреваемые Анна Варсимашвили

Попытка угона самолёта «Ту-134» в ноябре 1983 года - террористический акт , осуществлённый -19 ноября 1983 года группой грузинских террористов . В ходе террористического акта был захвачен самолёт Ту-134 с целью бегства из СССР. В результате оказанного экипажем самолёта сопротивления самолёт был посажен в аэропорту Тбилиси . На следующий день в результате штурма спецназом самолёт был освобождён.

Подготовка к теракту

Как установило следствие, идейным вдохновителем угона самолёта был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы детей грузинской «золотой молодёжи » идею побега на Запад с оружием в руках. По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолёт должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли .

В состав террористической группы вошли 7 человек :

  • лидер - Церетели Иосиф Константинович, 1958 г. р., художник студии «Грузия-фильм», окончил Тбилисскую Академию Художеств. Отец - член-корреспондент АН Грузинской ССР, профессор Тбилисского государственного университета Константин Церетели. В характеристике Иосифа, выданной Академией художеств, отмечено: «…выделялся неорганизованностью, проявлял пассивное отношение к учёбе, нередко появлялся на занятиях в нетрезвом виде…»
  • Ивериели Каха Важович, 1957 г. р., ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Отец - Важа Ивериели, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей, профессор.
  • Ивериели Паата Важович, 1953 г. р., врач, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Брат Кахи Ивериели.
  • Кобахидзе Гега (Герман) Михайлович, 1962 г. р., актёр киностудии «Грузия-фильм». Отец - кинорежиссёр Михаил Кобахидзе , мать - актриса. Испытывал явную тягу к западному образу жизни, был поклонником нацизма . В его доме члены заговора тренировались в стрельбе из пистолета.
  • Микаберидзе Давид Ражденович, 1958 г. р., студент четвёртого курса Тбилисской академии художеств. Отец - Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом «Интуриста ».
  • Петвиашвили Тинатин Владимировна, 1964 г. р., студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств. Отец - Владимир Петвиашвили, научный сотрудник, жил в Москве, был в разводе с матерью Тинатин.
  • Табидзе Григорий Теймуразович, 1951 г. р., безработный. Наркоман, был трижды судим за грабеж, угон машины, злостное хулиганство. Отец - Теймураз Табидзе, директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать - Мери, педагог.

Большинство угонщиков являлись детьми высокопоставленных родителей и были ими хорошо обеспечены. Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путёвкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей как идейные борцы с советским режимом. На суде они заявили:

Накануне Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. В числе прочих гостей на неё также была приглашена их случайная знакомая Анна Варсимашвили, работавшая в день угона сменной дежурной международного сектора аэропорта. Добившись её расположения, террористы получили возможность без досмотра пронести на борт самолёта оружие.

Захват самолёта

В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолёт Як-40 , который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса вместо Як-40 посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси - Батуми - Киев - Ленинград , который выполнялся на самолёте Ту-134А Тбилисского объединённого авиаотряда с бортовым номером СССР-65807 . В 15:43 самолет вылетел из Тбилисского аэропорта. На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа:

  • Ахматгер Гардапхадзе - КВС-инструктор, занимал место второго пилота;
  • Станислав Габараев - КВС-стажёр;
  • Владимир Гасоян - штурман;
  • Завен Шабартян - проверяющий, заместитель начальника лётно-штурманского отдела Грузинского управления гражданской авиации;
  • Анзор Чедия - бортинженер;
  • Валентина Крутикова, Ирина Химич - бортпроводники.

Вскоре самолёт должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики . В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные теророристы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы авиационной безопасности . В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотка (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели .

Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортинженера Чедию и тяжело ранив проверяющего Шабартяна. Штурман Гасоян и командир экипажа Гардапхадзе начали ответную стрельбу, в результате которой был убит Табидзе и тяжело ранены Ивериели и Церетели . Пилотировавший самолёт Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников. В результате нагрузка на несущие конструкции самолета в три раза превысила допустимую, перегрузки достигали соответственно +3.15 и −0.6G . Воспользовавшись заминкой угонщиков, Гасоян смог затащить Шабартяна в кабину, а Крутикова помогла запереть дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абовяна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко, издевались над бортпроводницами . По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту .

На земле

Был введён оперативный план «Набат». Самолёт, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Микаберидзе заставил Валентину Крутикову открыть аварийный люк, после чего, увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, а не за границей, застрелил её и сам совершил самоубийство . Сидевший рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул на поле и побежал от самолёта. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего борт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.

Вести переговоры с террористами взялся заместитель начальника Грузинского Управления гражданской авиации Кадзаная. Угонщики повторили требования - дозаправка и беспрепятственый вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу . В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе , председатель комитета госбезопасности Алексей Инаури , министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами .

Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» спецназа КГБ во главе с командиром группы генерал-майором Зайцевым . Непосредственное руководство штурмом самолёта было возложено на майора Головатова . Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шабартяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму .

После многочасовых безуспешных переговоров в 6:55 19 ноября спецназовцы начали штурм самолёта. Штурмовыми группами командовали Головатов, Владимир  Забровский и Владимир Зайцев . Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами. Операция по обезвреживанию террористов длилась четыре минуты, при этом никто не пострадал .

Последствия

В результате неудавшегося угона погибли семь человек: двое пилотов и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов; 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Получив тяжелые ранения, остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Самолёт Ту-134 получил критические повреждения и был списан. Ахматгеру Гардапхадзе и Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза , остальные члены экипажа были награждены государственными наградами.

Следствие длилось девять месяцев. За это время в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах умер лидер группы Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской СССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы, признанная виновной в пособничестве террористам Анна Варсимашвили - 3 года условно . Президиум Верховного совета Грузинской ССР отклонил просьбу приговоренных к высшей мере наказания о помиловании, приговор был приведён в исполнение 3 октября того же года.

Многие подробности инцидента до сих пор не ясны и засекречены, поэтому ряд вопросов остается открытым. Шеварднадзе обвиняли в срыве переговоров и том, что он потребовал смертной казни для террористов, чтобы укрепить свои позиции среди советского руководства и реабилитироваться за случившееся.

Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом. Материалы уголовного дела в начале 90-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности . В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших лётчиков Шабартяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой .