Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами таможенного союза. Фундаментальные исследования Досмотровый комплекс

УДК 62+339.543.5 ББК 32.965

С.А. ОГОРОДНИКОВ, С.В. СИМОЧКО,

Ю.В. МАЛЫШЕНКО

Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-6035

Рассматриваются устройство и порядок применения российского инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035, предназначенного для осмотра автотранспортных средств с перевозимыми грузами. Обсуждаются технические характеристики и функциональные возможности комплекса для целей таможенного контроля.

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс, генератор излучения, детекторная линейка, рабочая станция, анализ изображения, радиационная безопасность.

S.A.Ogorodnikov, S.V. Simochko, Y.V. Malyshencko

Inspection and examination complex ST-6035

The article describes the structure and operation order of the Russian inspection and examination complex ST-6035 designed for inspection of cargo-carrying vehicles. The technical characteristics and functional capabilities of the complex for the purpose of customs control are discussed.

Key words: inspection and examination complex, radiation generator, linear array, working station, image analyses, radiation security.

В Приморском крае на МАПП «Пограничный» по согласованной программе заводских приемо-сдаточных испытаний и с участием государственного заказчика 12 декабря 2013 г. успешно завершены заводские испытания инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) СТ-6035. В ходе испытаний было продемонстрировано технологическое оборудование комплекса, протестированы его основные технические характеристики в зимних условиях эксплуатации (при температуре наружного воздуха -25 °С).

ИДК - очень сложные и дорогостоящие технические устройства. Всего несколько стран в мире, в том числе Россия, наладили их проектирование

ОГОРОДНИКОВ Сергей Анатольевич - кандидат технических наук, директор по науке и технологиям ООО «Скантроник Системе», г. Владивосток.

СИМОЧКО Сергей Владимирович - заместитель председателя Совета директоров ООО «Скантроник си-стемс», г. Владивосток.

МАЛЫШЕНКО Юрий Вениаминович - профессор, доктор технических наук, профессор кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

и производство. Фактически СТ-6035 - это первый отечественный легко возводимый ИДК, доведенный до стадии внедрения в промышленную эксплуатацию. Он установлен на территории вновь строящегося таможенного перехода в непосредственной близости от границы с КНР. Предполагается, что он будет применяться для осмотра автотранспортных средств, перемещающих товары и пассажиров из КНР в Россию.

В создании комплекса участвовали: «Скантроник Системс» - разработчик комплекса программного обеспечения ; НИИЯФ МГУ им. Д.В. Скобельцына - разработчик и производитель клистронного ускорителя электронов; ФГУП НПП «Торий», ФГУП НПП «Пульсар», ОАО НИИСВТ, входящие в ОАО «Росэлектроника», - производители компонентов и узлов.

Комплекс находится в закрытом строении (ангаре) с системой отопления и освещения, осуществлять его эксплуатацию можно в любое время года (рис. 1). Он позволяет производить рентгеновское просвечивание 40-футового контейнера вместе с перемещающим его транспортным средством.

Рис. 1. Внешний вид ангара ИДК

Внутри ангара находится досмотровый туннель для объекта контроля и помещения для персонала и водителя осматриваемого автотранспортного средства.

Туннель с двух сторон имеет ворота, управляемые автоматикой. Автотранспортное средство въезжает в одни ворота, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы, по которым перемещается передвижная рама (рис. 2). Ширина просвета между рельсами - 9,29 метра. Дорожка для передвижения автотранспортного средства расположена между рельсами и ограничена бортиком из труб, окрашенных в желтый цвет.

Основные характеристики комплекса, которые были подтверждены в ходе испытаний:

Максимальные габариты объекта контроля: 20 х 3 х 4,5 м;

Энергия излучения: 6 и 3,5 МэВ;

Частота повторения импульсов излучений: 2 х 200 Гц;

Проникающая способность по стали: 400 мм;

Чувствительность по проволоке: без преграды - 0,5 мм, за 100 мм стали - 1,0 мм, за 250 мм стали - 6,0 мм;

Контрастная чувствительность: за 40 мм стали - <1%, за 200 мм стали -0,5%, за 300 мм стали - 1%.

Рис. 2. Передвижная рама с генератором и детекторной линейкой

В досмотровом туннеле находится передвижная рама, которая представляет собой портал с опорными точками на двух рельсах. На одной базовой точке располагается платформа с бунгало с излучателем, модулятором, чил-лером (системой охлаждения), фильтром, коллиматором и электрическим шкафом (рис. 2, справа). На другой базовой точке размещается дугообразная линейка детекторов с чувствительными элементами и платами электроники, а также свинцовый поглотитель пучка по всей высоте дуги, предотвращающий выход пучка в окружающее пространство (рис. 2, слева). Компоненты этой передвижной рамы обеспечивают генерацию рентгеновского излучения в направлении просвечиваемого объекта и регистрацию излучения, прошедшего через автотранспортное средство. Высота рамы должна быть выше объекта контроля, так как в процессе сканирования она передвигается по рельсам, оставляя под собой сканируемое автотранспортное средство (рис. 3).

Возможно несколько скоростей перемещения передвижной рамы: 9, 18 и 36 м/мин.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Процесс осмотра с помощью данного комплекса можно представить в виде следующих операций:

1. Ворота открываются. Автотранспортное средство заезжает в досмотровый туннель.

2. Ворота закрываются. Водитель в сопровождении одного из операторов комплекса покидает машину и выходит через специальную дверь из досмотрового туннеля.

Рис. 3. Движение рамы в процессе сканирования

3. Старший смены по системе видеонаблюдения проверяет отсутствие людей в досмотровом туннеле. Если по данным системы мониторинга нет блокировок, он со специального пульта дает команду на включение генератора и сканирование. Передвижная рама двигается по рельсам и генератор периодически с частотой 2 х 200 Гц излучает кванты рентгеновского излучения.

4. Детекторная линейка периодически фиксирует интенсивность прошедшего через объект излучения. Данные с детекторной линейки передаются в компьютерную систему, которая формирует рентгеновский снимок (изображение) объекта.

5. Одновременно через станцию ввода документов сканируются документы перевозчика и заносятся в базу данных комплекса.

6. После сканирования полученное рентгеновское изображение, вместе со сканированными документами, передается для анализа оператору изображений. По результатам анализа принимается решение: есть или нет подозрения в отношении осмотренного объекта.

7. По завершению сканирования и выключения генератора открывается дверь в досмотровый туннель, водитель проходит к машине, открываются ворота ангара и машина выводится из досмотрового туннеля.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

8. Выехав из ангара, водитель ожидает решения по результатам осмотра.

Основными и наиболее наукоемкими компонентами ИДК являются источник излучения и детекторная линейка, параметры которых во многом определяют радиационно-физические параметры ИДК и качество получаемого рентгеновского изображения.

Источник излучения представляет собой клистронный линейный ускоритель электронов УЭЛР-6-1-Д-4-01 производства совместного предприятия компании «Скантроник Системс» и МГУ им. М.В. Ломоносова (рис. 4).

Рис. 4. Вид спереди бунгало с генератором - (а); то же, но со снятой передней панелью (б)

Генератор комплекса работает в импульсном режиме, последовательно выдавая короткие пары импульсов излучения с частотой 200 Гц с энергиями 6 и 3,5 МэВ. Нечетные импульсы каждой пары имеют высокую энергию, четные - низкую. Использование импульсов с разными энергиями позволяет оценивать эффективный атомный номер материала (Z) в точке прохождения рентгеновского луча . При этом стало возможным классифицировать материалы по четырем группам:

- «органические» материалы с малым атомным номером (1 < Z < 10);

Материалы со средним атомным номером (10 < Z < 20);

- «неорганические» материалы (20 < Z < 50);

Тяжелые металлы с высоким атомным номером (Z > 50).

Специальной коллимационной системой рентгеновское излучение формируется в узкий веерообразный луч шириной 3 мм. На рис. 3 хорошо видна щель коллиматора.

Прошедшие через объект контроля рентгеновские лучи попадают на детекторную линейку (рис. 5а). Система детектирования предназначена

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

для измерения интенсивности тормозного излучения, прошедшего через объект контроля. Конструктивно она представляет собой дугообразную линейку детекторов с чувствительными элементами-детекторами, расположенными вдоль дуги окружности с центром в фокусном пятне ускорителя. Дугообразная форма позволяет устранить искажения, возникающие из-за разного расстояния от фокуса источника излучения до детекторов, если бы детекторная линейка была бы прямолинейной.

Используются сцинтилляционные детекторы. Такой детектор представляет собой пару «люминофор, светящийся при попадании на него квантов рентгеновского излучения + фотодиод». Фотодиод преобразует свечение в аналоговый сигнал в виде электрического тока, величина которого зависит от величины энергии квантов, попавших на люминофор.

Детекторная линейка собирается из печатных модулей (рис. 5б), на каждом из которых установлено по 8 детекторов, каждый детектор имеет ширину 3 мм. Всего детекторная линейка может содержать до 2 112 штук детекторов.

Рис. 5. Детекторная линейка (а) и модуль с детекторами (б)

Аналоговые сигналы с детекторов преобразовываются в цифровую форму и передаются на компьютерную систему комплекса, в которой, с помощью

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

специализированного программного обеспечения, производится окончательная обработка данных, включая коррекцию и фильтрацию, формирование и визуализацию черно-белого или цветного изображения сканируемого объекта на мониторе компьютера.

Для снижения влияния окружающей среды детекторы и электронные компоненты детекторной линейки размещаются в дугообразном стальном корпусе с изоляцией от электромагнитных помех и сопряженном с приточновытяжной энергосберегающей установкой «Климат СК-012» (рис. 5а), обеспечивающей замкнутую циркуляцию воздуха с осушением и поддерживающей требуемую температуру внутри корпуса. Для работы с данными и управления комплексом имеется несколько персональных компьютеров, организованных в вычислительную сеть. Компьютер с прикладным программным обеспечением называют станцией. Станции имеют названия, отражающие основное назначение ее прикладного программного обеспечения. Структура компьютерной системы комплекса показана на рис. 6.

Операторы ИДК работают со следующими рабочими станциями:

Ввод документации (к ней подключен сканер);

Управление комплексом;

Сбор данных;

Начальник смены;

Анализ изображений.

Шкаф адрвдрный

Рис. 6. Структура компьютерной системы ИДК СТ-6035

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Рис. 7. Место расположения рабочей станции ввода документации

станции отображаются положения в ходе сканирования (рис. 10).

Рабочая станция ввода товаросопроводительной документации находится в небольшом помещении прямо на выходе из перехода, по которому водитель выходит из досмотрового туннеля (рис. 7). Один из операторов комплекса сканирует и вводит в базу данных ИДК данные и документы, представленные водителем (рис. 8).

Остальные станции находятся в отдельном большом помещении (рис. 9).

Рабочая станция оператора сканирования обеспечивает управление и мониторинг технологического оборудования комплекса. По сетевому интерфейсу TCP/IP она имеет связь с системой детектирования комплекса и другими рабочими станциями компьютерной системы комплекса, а также с логическим контроллером. В частности, на мониторе ворот, перемещение передвижной рамы

Рис. 8. Экран отображения данных и документов

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Рис. 9. Помещение операторов комплекса

Рис. 10. Отображение процесса сканирования

На рабочей станции анализа изображений осуществляется анализ рентгеновского изображения сканированного объекта и соответствующей товаросопроводительной документации.

Всего станций три, т. е. одновременно могут анализироваться три изображения (рис. 9). Изображение для анализа выбирается из каталога

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

готовых к обработке изображений. Анализ выполняется с помощью специальной программы, имеющей панель управления со множеством кнопок, которыми можно выбирать различные режимы анализа (изменение яркости и контрастности, фильтры, выделение и увеличение фрагментов, оценка размеров, использование разных цветовых палитр для выделения мест с различной плотностью, и др.).

Рис. 11. Мониторы оператора анализа изображений

Оператор обычно использует два монитора (рис. 11). На один выводится анализируемое изображение, на второй - товаросопроводительная документация и административные данные по объекту. Подозрительные места выделяются оператором на изображении, и в дальнейшем эта информация используется при проведении ручного досмотра. Экран станции с изображением показан на рис. 12.

Рабочая станция сбора данных осуществляет сбор данных с детекторной линейки, их первичную обработку и запись результатов в базу данных комплекса; через нее можно делать разные настройки детекторной линейки, осуществлять проверку ее работоспособности; управлять ею можно с рабочего места оператора сканирования.

Большое внимание при разработке комплекса уделялось радиационной безопасности. Система радиационной безопасности комплекса фактически обеспечивает защиту на уровне требований для населения, т. е. допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв.

Меры защиты от ионизирующего излучения обеспечиваются следующими техническими решениями:

Досмотровый туннель имеет защитные ворота для въезда и выезда объектов контроля, оборудованные световой сигнализацией, датчиками

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

и блокировками, исключающими возможность включения генератора излучения при незакрытых воротах;

Генерация рентгеновского излучения короткими импульсами и только в период нахождения объекта контроля в зоне рентгеновского луча. При выключении питания генератор выключается и полностью безопасен;

Сам генератор находится в защищенном кожухе, с помощью коллиматора луч концентрируется в определенном направлении, за детекторной линейкой установлена свинцовая защита;

Рис. 12. Изображение на мониторе станции анализа изображений

Операторы комплекса находятся вне досмотрового туннеля за железобетонными стенами;

Система мониторинга (в том числе состояния системы безопасности) дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности и отсутствии блокировок;

Невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель;

Внутри досмотрового туннеля имеются кнопки аварийного останова, выдергиваемые тросы с аварийным остановом для выключения генерации излучения в случае случайного попадания туда людей и в других аварийных ситуациях;

В помещении операторов комплекса установлен дозиметр гамма-и рентгеновского излучения ДКС-АТ1123 (рис. 13а), который дает звуковое предупреждение и отключает генерацию излучения в случае превышения порогового значения;

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Осуществляется постоянный видеоконтроль за обстановкой с помощью системы видеонаблюдения на базе компьютера (рис. 13б), состоящей из пяти камер наблюдения (две - внутри туннеля, две - снаружи ангара, одна -в лабиринте входа в досмотровый туннель);

Рис. 13. Дозиметр ДКС-АТ1123 (а), монитор с изображениями от видеокамер (б)

Кнопки аварийного выключения на пульте управления оператора, а также в непосредственной близости от источника излучения и детекторов;

Подсистема радиосвязи (стационарная рация у системного оператора, три переносных рации для других операторов);

Подсистема оповещения с микрофоном у системного оператора и громкоговорителями, размещенными внутри досмотрового туннеля;

Светофоры на въезде и выезде ангара, звуковая сирена.

В заключение отметим, что ИДК СТ-6035 полностью разработан и изготовлен в России, хотя и были использованы некоторые комплектующие зарубежного производства.

ФТС России сегодня использует около шестидесяти зарубежных ИДК различного назначения, в том числе легко возводимые . В данном ИДК использован ряд оригинальных технических решений, что позволило обеспечить более высокие параметры некоторых характеристик ИДК, по сравнению с зарубежными аналогами, а также обеспечить некоторые дополнительные функции.

Так, перед каждым сканированием несколько секунд осуществляется калибровка измерительной системы, для обеспечения равномерности движения рамы используется лазерная система контроля движения, датчики детекторной системы имеют уменьшенные размеры и повышенную чувствительность, и др. Это позволило обеспечить более высокие проникающую (на уровне стационарных ИДК с генератором 9 МэВ) и разрешающую способности.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Оригинальные алгоритмы, реализованные в станциях сбора данных и анализа изображений, позволяют с высокой достоверностью разделять материалы на группы по эффективному атомному весу, оценивать вес материалов в выбранном фрагменте изображения.

Такие сложные комплексы, как ИДК, требуют больших расходов на эксплуатацию, со временем возникает нужда в ремонте и модернизации. При этом программное обеспечение, схемотехника и конструкции наиболее важных узлов является ноу-хау фирм-производителей. В связи с этим для ремонта и модернизации ИДК приходится привлекать зарубежные фирмы, что в разы увеличивает соответствующие расходы. Поэтому создание и использование отечественных ИДК, несомненно, будет способствовать развитию в России нового наукоемкого производства и снизит расходы на оснащение таможенных органов.

Список литературы

1. Малышенко Ю. В. Начальная подготовка персонала инспекционнодосмотровых комплексов: учебник / Ю. В. Малышенко, С. С. Ярошенко, С. В. Симочко; под ред. Ю. В. Малышенко. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. 460 с.

2. Система досмотра транспортных средств [Электронный ресурс]. URL: www.scantronicsystems.com

3. Ogorodnikov S. A. Physical Review Special Topics / S. A. Ogorodnikov, V. I. Petrunin. Processing of interlaced images in 4-10 MeV dual energy customs system for material recognition // Accelerators and Beams. 2002. № 5 (104701) [Электронный ресурс]. URL: http://prst-ab.aps.org/abstract/PRSTAB/v5/i10/ e104701

4. Ogorodnikov S. A. Material discrimination technology for cargo inspection with pulse-to-pulse linear electron accelerator / S. Ogorodnikov, M. Arlychev, I. Shevelev, R. Apevalov, A. Rodionov, I. Polevchenko // Proceedings of IPAC2013. Shanghai, 2013, p. 3699 [Электронный ресурс]. URL: http://accelconf.web.cern.ch/ accelconf/IPAC2013/papers/thpwa033.pdf

Реферат выполнил: А.В.Медведева

студент группы ТП-84

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Новосибирск 2010

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК

В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.

2 класс
3 класс
3 подкласс

В данной части работы проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее - ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее - СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее - ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2. Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3. Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4. Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих - интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения - 6 осмотров в час.

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых "интуитивных профилей рисков".

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

· товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

· товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

· неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

· общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

· при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

· вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

· помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

· прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач - обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС - это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния "человеческого фактора" при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением данного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) - Один из видов технических средств таможенного контроля (ТСТК), применяемых таможенными органами. Представляют собой комплексы специальной электронной аппаратуры, предназначенные для таможенного контроля крупногабаритных объектов.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран: Китая и Германии, при соотношении контролируемых долей мирового рынка примерно 2:1 в пользу Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка это Nuctech Company Limited (Китай) и Smiths Heimann (Германия).

В настоящее время основные фирмы - производители ИДК в качестве источника излучения применяют линейный ускоритель (источник рентгеновских лучей).

Существует три основных типа ИДК:

  • стационарный;
  • перебазируемый;
  • мобильный.

Стационарные ИДК

с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали -380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило используются в морских пунктах пропуска. На мировом рынке известны следующие марки такого оборудования:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Stationary (SmithsHeimann, Германия)

Пропускная способность - до 30 контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легковозводимые (перебазируемые)

ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах. Точность определения - до 85% относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность более 20 грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей с упрощенной радиационной защитой.

Производители в этом сегменте представляют модели:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV –Relocatable (Smiths Heimann, Германия)

Мобильные ИДК

с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов (например, Госавтоинспекции МВД).

Здесь производители предлагают установки:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Mobile (SmithsHeimann, Германия)