Стихотворение Державина «Памятник»: анализ, история создания. Стихотворение Державина «Памятник Какими качествами наделяет свой памятник державин

Какие темы вы можете выделить в стихотворении "Памятник"?

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве - ведущие темы "Памятника". Можно выделить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с существованием славянского рода ("Доколь славянов род вселенна будет чтить…"), географические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание которой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведения - "Фелица" и "Бог". Наконец, муза, венчающая чело свое "зарей бессмертия".

Что мы вслед за Державиным понимаем под "чудесным" и "вечным" памятником, который тверже металлов и "выше пирамид"? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Памятник, "чудесный, вечный", который "металлов тверже и выше пирамид", - понятие глубоко духовное, впоследствии красочно и точно будет назван Пушкиным "нерукотворным". Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историческое, так и вневременное значение. Материальное сооружение будет рано или поздно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.

Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творчества с существованием и развитием славянской культуры. Создание новой поэтической манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: "в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить", т. е. очеловечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести простоту и искренность в стиль философских размышлений ("Бог").

Что, по-вашему, означает "забавный русский слог"? Можете ли вы привести его примеры из поэзии Державина?

"Забавный русский слог" - это новая стилистическая манера, введенная Державиным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произведения "Фелица" и "Бог". Ей свойственны искренность, отсутствие торжественных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. "Истину царям" Державин говорил "с улыбкой", т. е. смягчая резкость нравоучений шутливостью тона, однако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. "Забавный русский слог" - это один из существенных стилистических элементов поэзии Державина, называемый еще в литературоведении как "разрушение (или, по А. В. Западову, - обновление) классицистической оды".

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противопоставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоанновны, Державин включает в оду "Фелица" строки:

Там свадеб шутовских не парят,В ледовых банях их не жарят,Не щелкают в усы вельмож;Князья наседками не клохчут,И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу,Играя в дураки с женой;То с ней на голубятню лажу,То в жмурки резвимся порой;То в свайку с нею веселюся,То ею в голове ищуся. Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Стихотворение звучит плавно, торжественно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устаревшей, старославянской лексики, придающей ему торжественное звучание. Старославянизмы способствуют приданию особой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой миссии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о "забавном русском слоге" исполнена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заявленной в ней теме.

Сочинение

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Памятник

Какие темы вы можете выделить в стихотворе­нии «Памятник»?

Высокое назначение поэта в обществе и народная память о его творчестве — веду­щие темы «Памятника». Можно выде­лить темы, через которые раскрываются главные. Это тема памятника, способного противостоять напору времени и стихий. Это связь славы русского поэта с сущест­вованием славянского рода («Доколь славянов род вселенна будет чтить…»), гео­графические границы этой славы. Это и творческая манера поэта, создание кото­рой ставит себе в заслугу Державин. При этом названы два конкретных произведе­ния — «Фелица» и «Бог». Наконец, муза, венчающая чело свое «зарей бессмертия».

Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который твер­же металлов и «выше пирамид»? В чем смысл про­тивопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?

Памятник, «чудесный, вечный», кото­рый «металлов тверже и выше пира­мид», — понятие глубоко духовное, впос­ледствии красочно и точно будет назван Пушкиным «нерукотворным». Это память народа, которая будет чтить произведения поэта, имеющие как конкретно-историче­ское, так и вневременное значение. Мате­риальное сооружение будет рано или по­здно подвергнуто разрушению временем, творческое наследие, если оно представ­ляет духовную ценность для общества, не подвержено разрушительным процессам.

Как решается в стихотворении тема бессмер­тия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творче­ства с существованием и развитием славян­ской культуры. Создание новой поэтиче­ской манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Заслуги перечислены им лаконично и точно: «в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», т. е. очело­вечить образ царствующей императрицы, реформирование стиля оды, внести про­стоту и искренность в стиль философских размышлений («Бог»).

Что, по-вашему, означает «забавный русский слог»? Можете ли вы привести его примеры из поэ­зии Державина?

«Забавный русский слог» — это новая стилистическая манера, введенная Держа­виным в русскую литературу, в которой написаны два центральных его произве­дения «Фелица» и «Бог». Ей свойствен­ны искренность, отсутствие торжествен­ных аффектаций, гражданская смелость и правдолюбие. «Истину царям» Державин говорил «с улыбкой», т. е. смягчая рез­кость нравоучений шутливостью тона, од­нако не снижая глубины возражений и несогласий, что мы хорошо знаем из его биографии. «Забавный русский слог» — это один из существенных стилистиче­ских элементов поэзии Державина, на­зываемый еще в литературоведении как «разрушение (или, по А. В. Западову, — обновление) классицистической оды».

Примеры целесообразно привести из названных произведений. Так, противо­поставляя современное ему царствование Екатерины II нравам двора Анны Иоан­новны, Державин включает в оду «Фели­ца» строки:

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся.

Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Стихотворение звучит плавно, торжест­венно. Можно сказать, что оно написано высоким стилем, основанным в сочетании как общеупотребительной, так и устарев­шей, старославянской лексики, придаю­щей ему торжественное звучание. Старо­славянизмы способствуют приданию осо­бой значимости темам, столь важным для поэта, для утверждения его высокой мис­сии в обществе (воздвиг, сокрушит, тлен, вселенна (усеченная форма), презрит, чело, венчать и т. д.). И лишь строфа о «забавном русском слоге» испол­нена в среднем стиле, звучит сердечно и просто, что полностью соответствует заяв­ленной в ней теме.

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов твёрже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полёт его не сокрушит.

    Так! - весь я не умру, но часть моя большая,
    От тлена убежав, но смерти станет жить,
    И слава возрастёт моя, не увядая,
    Доколь славянов род весленна будет чтить.

    Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева с Рифея льёт Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
    Как из безвестности я тем известен стал,

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы 1 возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину парям с улыбкой говорить.

    О муза! возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринуждённою рукой неторопливой
    Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

В мире художественного слова Г.Р. Державина

Используя основную мысль и отчасти форму оды Горация «К Мельпомене», переведённой до него М.В. Ломоносовым, Державин создал самостоятельное произведение, которое в известной степени отзовется в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Н.Г. Чернышевский впоследствии скажет о Державине: «В своей поэзии что ценил он? Служение на пользу общую...» По сравнению с Горацием, который, выставляя свои права на бессмертие, говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи», Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду народу и царям».

Г.Р. Державин. Гравюра И. Пожалостина (1880) с оригинала А.А. Васильевского (1815)

В.Ф. Ходасевич отмечал: «Вослед Горацию он написал себе „Памятник" - воспоминание не о Екатерине, а лишь о своей поэтической связи с ней». Говоря об этом, Ходасевич имеет в виду оду Державина «Фелица», упомянутую в «Памятнике».

Державинский «Памятник» состоит из пяти строф. В каждой строфе поэт излагает определённый тезис о своеобразии или значимости своего памятника - поэтического наследия.

  1. Определите основной мотив каждой строфы. Запишите ключевые слова, из которых складывается данный мотив.
  2. В чём Державин видит основную ценность своего творчества?
  3. Как вы понимаете слова Державина о «забавном русском слоге...»? Есть ли в его «Памятнике» примеры этого «слога»?
  4. Как вы полагаете, почему в «Памятнике» Державин совершенно не упоминает о своей чиновничьей службе - достаточно долгой и разнообразной?
  5. Сопоставьте «Памятник» М.В. Ломоносова («Я знак бессмертия себе воздвигну.!...») и Г.Р. Державина. Докажите примерами тематическую и лексическую близость двух стихотворений. В чём различия двух переложений оды Горация?

Самостоятельная работа

Познакомьтесь с одой Державина «Вельможа». Прочитайте определение оды. Как проявилось новаторство Державина в оде «Вельможа»? С помощью каких художественных средств создаётся сатирический образ вельможи?

    Ода - торжественное, патетическое стихотворное произвение

1 Фелица... - Имя «Фелица» впервые употребила Екатерина II в «Сказке о царевиче Хлоре», написанной ею для своего внука Александра в 1781 г. Слово «Фелица» образовано ею от латинских слов «felix» - «счастливый». «felicitas» «счастье». Державин в 178.3 г. написал оду «Фелица» В честь Екатерины Великой.

Г.Р. Державин считал, что искусство и литература должны содействовать распространению просвещения, любви к прекрасному, уничтожать пороки, проповедовать истину и справедливость. С позиции этих принципов Державин пытается оценить свое творчество в стихотворении «Памятник».

«Памятник» - это вольное переложение оды Горация. Державин не повторяет мыслей древнеримского поэта, а высказывает свою точку зрения на роль поэта и поэзию. Гораций полагал, что залог его бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, Пока

Великий Рим владеет светом» (перевод М.В. Ломоносова). Державин видит долговечность своей славы в любви к отечеству:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

Свое творчество поэт уподобляет «чудесному, вечному» памятнику:

…Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал «забавным» русский слог, то есть веселым, простым, острым, что он «дерзнул»…возгласить…» о добродетелях императрицы, а не о подвигах и величии, что он отнесся к ней как к простому

Человеку, поэтому и говорит о ее человеческих достоинствах. Свою заслугу как поэта Державин видит в том, что мог:

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить

В «Памятнике» поэт размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о том, что поэт имеет право на уважение и любовь сограждан. Он уверен, что имя его будет жить в памяти «народов неисчетных», живущих от «Белых вод до Черных». Здесь мы понимает, как пушкинский «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» перекликается с «Памятником» Державина.

Сила поэзии у Державина могущественней законов природы, его памятник замечателен этим превосходством, он «металлов тверже».

Последняя строфа стихотворения говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, отчего Муза его воинственна и величественна:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму неторопливость и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.