Характеристика деда гаврилы чужая кровь. Каков смысл финальных эпизодов в рассказах М. Шолохова «Жеребёнок» и «Чужая кровь. Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения

Идея и тема рассказа "Чужая кровь". и получил лучший ответ

Ответ от Green flower[гуру]

Ответ от Крис [гуру]
Тема – это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди, а также тема семьи -революция и гражданская война привели с самым трагическим последствиям: разрушили семьи, непримиримыми и жестокими врагами стали близкие люди. В условиях гражданской войны понятия «родной», «чужой» теряют свою родовую, кровную мотивацию, и на первый план выходят политические, социальные принципы. Собственно ужас гражданской войны и заключается в том, что люди борются не со внешним врагом, а буквально «брат идет на брата»..Нет надежды у героев рассказа “Чужая кровь”. Они старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне. Нет сына – нет смысла жизни. Старики выхаживают раненого красноармейца, даже называет именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной.Идея – показать события гражданской войны на Дону, противоборство между “отцами” и “детьми”, красными и белыми, казаками и “иногородними”. Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни – кровавое и социальное.Произведения Шолохова помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве. Самая страшная война – это война между отцом и сыном, между братом и братом, между гражданами одной страны, у нее нет победителей, есть только побежденные.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Идея и тема рассказа "Чужая кровь".

Трудно написать проникновенный роман о чем-то простом, например о юношеской влюбленности, или о любви человека к животным, или о вечной привязанности родителей к своему ребенку. Но еще сложнее написать об этом рассказ, чтобы в нем не было ничего лишнего, а только то, что нужно для сюжета. Антон Павлович Чехов утверждал: в рассказе не должно быть декоративных деталей, каждый из его элементов обязан «работать» на авторский замысел. Именно такое произведение удалось с неповторимым писательским блеском создать Михаилу Александровичу Шолохову. В фокусе внимания - его краткое содержание. «Чужая кровь» - рассказ, опубликованный в 1926 году.

Главный герой

Рассказ «Чужая кровь», краткое содержание которого мы сейчас рассмотрим, начинается с описания жизни главного героя повествования - деда Гаврилы. Он ждет своего сына с гражданской войны 1917 года. Живет дед не один, а вместе с женой, чье имя не раскрывается читателю. Она в сочинении остается просто «старухой». Родители не теряют надежды. Они всячески готовятся к возможному приезду сына и морально, и материально. Дед не хочет думать, что одного из самых близких людей его больше нет, что его ребенок умер в беспощадной и бессмысленной «мясорубке» гражданской войны. Но каждодневные ночные пробуждения говорят: Гаврила все же знает правду, но тщательно ее скрывает и от себя, и от старухи своей. Таков авторский замысел рассказа «Чужая кровь». Краткое содержание экспозиции произведения нельзя пересказать без упоминания этих душевных мук героя.

Завязка

Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это - антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.

Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.

Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.

Основный моральный конфликт. Раскрытие главной проблематики произведения

Несмотря на то что мы обсуждаем лишь краткое содержание, «Чужая кровь» Шолохова даже в сокращенном варианте побуждает читателя к осмыслению морального содержания произведения.

Именно в этом месте рассказа, где выясняется, что у одного из расстрелянных ребят все еще несмело бьется сердце, когда старик ощупывает его грудь, М.А. Шолохов и задает читателю почти христианский вопрос: "Что выбрать: добро или зло, ненависть или любовь?" Да, «красные» убили сына Гаврилы, но причина ли это для того, чтобы не спасать мальчика, упавшего на снег? Виноват ли в этом белокурый парень, застрявший между жизнью и смертью? Каждый, наверное, ответит на этот вопрос по-своему, но дед выбрал добро и любовь к ближнему, поэтому взвалил себе на спину юного ангела гражданской войны и принес в дом, чем, конечно, очень напугал свою бабку. Здесь напряжение и интрига произведения достигают апогея, это чувствуется даже тогда, когда читается краткое содержание. «Чужая кровь» (ее полная версия) захватывает еще больше.

Петро умер, да здравствует Петро

Старики трепетно ухаживали за своим врагом-другом на протяжении трех месяцев. Когда он пришел в сознание, то рассказал свою историю: звали его Николаем, он был сиротой. Работал всю жизнь (не слишком долгую) на уральском чугунолитейном заводе. Коля был убежденным коммунистом. Старики расчувствовались и сказали: «Раз никого у тебя нет, оставайся, парень, с нами, только звать тебя будут теперь Петро. Сын у нас был Петро, а теперь ты будешь вместо него». Николай легко сделал старикам такую милость, но пообещал только, что он с ними до осени поживет, а там видно будет.

Когда Коля-Петро оправился от физических и моральных потрясений, стал помогать деду по хозяйству. Старики были счастливы: они потеряли сына, но в «чужой крови» обрели еще одного.

Финал истории

Может быть, это и не очень хорошо по отношению к погибшему ребенку, но старики все более привязывались к новоиспеченному «Петро», проникаясь к нему теплыми чувствами и постепенно забывая горечь утраты. Николай же не только вызывал любовь названных родителей, но и приобрел их уважение, ибо, несмотря на травму (у него из-за ранения действовала только одна рука), работал он за двоих.

Но вот летом пришло письмо деду Гавриле на имя Косых Николая. Мужики с завода слали Коле «привет» и просили его о помощи. Коля (так как был добропорядочным коммунистом и отличным человеком) потерял покой и сон. С одной стороны, он не хотел бросать стариков на произвол судьбы, а с другой, он рвался в

Дед Гаврила был мудрым человеком, видя мытарства названного сына, прослезившись напоследок, благословил Николая-Петро и отпустил. Прощанием старика и его сына заканчивается рассказ автора, а значит, завершается и его краткое содержание. «Чужая кровь» Шолохова - поистине замечательное произведение о родительской любви.

Рассказы «Червоточина» («разлом» богатой семьи), «Прод-комиссар» (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: «одного роду, но не одного класса» люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова – от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы «маленького че­ловека», но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ «Чужая кровь» словно предсказывает нам будущего Шолохова. Главное здесь – глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение. Вначале – «вынашивал, кохал, нянчил ненависть» к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику – мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного»… «Слезы закипали в груди» от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. «Невыплаканную любовь» перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес «отец». С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик «угло­вато осунулся» и не выдержал: «Прощай, родимый! Солнышко ясное без тебя у нас…» – и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!» – а в груди рыдало невып­лаканное слово «Не верится!». Итак, в «Донских рассказах» уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

– правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

– внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

– особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в «Чужой крови», параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

– особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в «Чужой крови»; «Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти» («Алешкино сердце»).

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши – не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи «Тихому Дону».

Здесь искали:

  • чужая кровь краткое содержание
  • Червоточина шолохов краткое содержание
  • червоточина краткое содержание

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына. Молодой человек оклемался и, покинув стариков, вернулся в родной город. Не удержали его ни новые возникшие чувства к обретённым отцу и матери, ни их мольбы остаться.

Главная мысль произведения Чужая кровь Шолохова

Произведение учит не предавать память о своих умерших родственниках в угоду новым близким.

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» - это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину.
Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».

Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.

Картинка или рисунок Чужая кровь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Диккенс Приключения Оливера Твиста

    Роман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.

  • Краткое содержание Лермонтов Бэла (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин приехал служить в опасные кавказские горы. Местные жители от рождения головорезы, обманщики, ещё и пьяницы. Как позже признается Григорий, он думал под пулями забыть свою тоску. Всегда у него так: чем-то увлекается, а после ему от этого тошно

  • Краткое содержание Шмитт Оскар и Розовая Дама

    В данном произведение идёт повествование мальчика десяти лет, страдающего раковым заболеванием, о собственной жизни и времен проведённой в больницы, где за ним следят и ухаживают смотрительницы Розовые Дамы

  • Краткое содержание Беляев Голова профессора Доуэля

    Ученый, профессор Керн принимает на работу Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер

  • Краткое содержание Яковлев Верный друг

    В произведении «Верный друг», созданном советским писателем Юрием Яковлевым, рассказывается о дружбе между детьми разных национальностей.

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет - «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором - дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну - своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно п достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», - говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце - один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода - одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе - тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.